Организация планирования воспитательного процесса и жизнедеятельности детей Заместитель директора по ВР МОУ-СОШ п.Спутник Н.В. Авсеичива
Главное предназначение плана -упорядочить воспитательную деятельность, обеспечить выполнение таких требований к воспитательному процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
Планирование и план выполняют следующие функции: • направляющую • прогнозирующую • координирующую • контрольную • репродуктивную • стимулирующую • развивающую
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Целенаправленность планирования 2. Принцип индивидуальности 3. Принцип коллективности и партнерства 4. Принцип обеспечения связи воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей 5. Принцип комплексности 6. Принцип обеспечения вариативности планирования 7. Принцип преемственности 8. Принцип конкретности 9. Принцип реальности и разумной насыщенности планируемой работы
Виды и структура планов воспитательной работы.
Классификация планов 1. По охвату содержания • комплексный (общий) план: • тематический план • предметный (конкретный) план 2. По длительности планируемого периода.• долгосрочный (перспективный) • этапный (периодический) план • краткосрочный • оперативный 3. В зависимости от субъекта планирования 4. По масштабу планирования
В школьном коллективе составляются следующие планы, связанные с воспитательной работой: • перспективный план воспитательной деятельности; планы совместной работы с различными организациями;• календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом; • план взаимодействия школы и семьи; • план методической работы; • планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений • план контроля за организацией и результатами воспитательной работы; • перспективные планы работы по направлениям; • планы подготовки и проведения общешкольных дел
ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ Первый шаг - определение предмета планирования. Второй шаг - определение временного периода. Третий шаг - структурирование предмета планирования. Четвертый шаг - анализ результатов. Пятый шаг - обобщение результатов анализа. Шестой шаг - целеполагание. Седьмой шаг - коллективное планирование. Восьмой шаг - выбор средств достижения поставленных целей. Девятый шаг - распределение событий во времени. Десятый шаг - оформление (написание) плана.
Этапы планирования: Подготовительный: определение предмета в отрезка времени, структурирование предмета. 2. Аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа. 3. Моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени. 4. Заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТbI.Первое - педагогическая целесообразность. Важно, чтобы составлению плана предшествовал анализ конкретных особенностей школьных и классных коллективов, анализ условий, возможностей и целесообразности развертываемой работы. Второе - конкретность. План, конечно, намечает общие для школы задачи, определяет направление в работе. Однако преобладать в плане должны конкретные дела. При этом, важно не ограничиваться лишь перечнем таких дел, а предусмотреть определенные организационные и методические приемы их осуществления. Третье - разнообразие форм. Создавая план, необходимо стремиться к тому, чтобы сделать воспитательную работу эмоциональной, интересной для ребят. Четвертое - насыщенность. Это означает, что в жизни детского коллектива не должно быть так называемых «пустот и остановок». Пятое - вовлеченность. Необходимо привлечение каждого педагога к активному руководству каким-либо участком внеурочной деятельности. Решать задачи воспитания, осуществляя воспитательную работу, следует не только силами нескольких энтузиастов, как это часто бывает, а каждому учителю. Это должно стать неукоснительным правилом в каждом образовательном учреждении
Шестое - гласность и отчетность. План приобретает характер перспективы, если он предан гласности, если к нему повседневно обращаются в работе. Отчетность - необходимая форма обратной информации о результате работы воспитателя. Седьмое - опора на связь с семьей. План становится более целенаправленным, когда заместитель директора по воспитательной работе связан с родительским комитетом. Восьмое - план должен быть всесторонним и полным, т.е. включать все направления воспитательной деятельности. Если план воспитывающей деятельности основывается на выработанной программе и составлен коллективно, целенаправленно и продуманно, соответствует вышеперечисленным требованиям, можно смело сказать, что стратегия программы верна, а тактика выбрана правильно. Все это вместе взятое определит успех и успешность, высокую результативность и эффективность воспитывающей деятельности педагогического коллектива в образовательном учреждении.
Основные направления воспитательной работы:1. Личностное развитие; основы социализации и общения2. Охрана здоровья и физическое развитие. Основы жизнеобеспечения3. Трудовое воспитание. Основы профессионального самоопределения4. Основы гражданского самосознания5. Творческое, эстетическое развитие6. Индивидуальная работа с учащимися.7. Работа с родителями.8. Работа с классными руководителями, учителями-предметниками и сотрудниками интерната.9. Работа с общественными организациями.
Основные направления воспитательной работы:- обеспечение духовного, нравственного, интеллектуального, эстетического, этического,культурного развития и саморазвития личности гимназиста,- организация работы по патриотическому, гражданскому воспитанию,- развитие творческих способностей, творческой инициативы детей и взрослых,- развитие ученического самоуправления,- развитие коллективной творческой деятельности,- организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения,- организация работы с одаренными детьми,- приобщение учащихся к здоровому образу жизни.- организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с интересами детей
Основные направления воспитательной деятельности. · 1. «Я – Человек» (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей). · 2. «Моя Родина» (соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков). · 3. «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности). · 4. «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Основные направления воспитательной работы школы:● общешкольные мероприятия;● военно-патриотичская работа;● культурно-гигиенические навыки;● досуговая деятельность;● профориентация;● работа с педколлективом;● работа с родителями;● работа с группой риска: дети и родители;● профилактика правонарушений.
Планирование воспитательной работы – процесс длительный и кропотливый, так как это процесс творческий.