От системы работы учителя к новым педагогическим технологиям Учитесь, хотя можете не понять. Учитесь, хотя можете позабыть, Учитесь, учитесь, учитесь. Учитель физики, математики, информатики МОУ Чакинской сош Лукинского филиала Ржаксинский район Тамбовская область Громакова Людмила Николаевна
Три кита моей педагогической деятельности:
Образование –это то, что остается у человека после того, как он забудет все , чему его учили!(А.Эйнштейн)Учитель,научи ученика так, чтобы было, потом, у кого учиться!Учить не тому, что думать, а тому, как думать!
Образование –это то, что остается у человека после того, как он забудет все , чему его учили!(А.Эйнштейн)
Образование –это то, что остается у человека после того, как он забудет все , чему его учили!(А.Эйнштейн)
Ведущая идея опыта :Оптимизация учебной деятельности сельских школьниковПозиция учителя:Переход от системы работы учителя к новым педагогическим технологиям
Противоречия:Между отсутствием у большинства учащихся общеучебных навыков и интенсификацией учебного процессаНесформированностью мотивации и внедрением в УВП педтехнологий, опирающихся на мотивационный компонент;Отсутствием внутришкольного механизма педагогического сопровождения учащегося при построении его индивидуальной образовательной траектории.Ядро противоречий: разные по способностям ученики должны овладевать одинаковым объёмом знаний в одинаковое время.
Цели:Организация процесса обучения , при котором новый материал усваивается учеником на уроке;Создание эффективно работающего механизма самообучения в парах сменного состава;Создание механизма самоконтроля знаний каждым учеником по каждой изученной теме в курсе алгебры основной школы
ЗадачиРазработать карточки по всем темам алгебры основной школы для работы на уроке по технологии КСО;Составить структурную таблицу с выделением опорных понятий, которые важны для усвоения курса алгебры, исходя из степени подготовленности к процессу обучения учащихся данного класса.Создать механизм ежеурочного самоценивания по опорным понятиям учебного курса алгебры.Организовать систему поддержки родителями данного способа обучения .Наметить пути построения индивидуальной образовательной траектории учащихся, исходя из реальных возможностей и потребностей детей и их родителей.
Особенности работы учителя по данной технологии Малокомплектность сельской школы: в классе менее 5-7 человек .ОГРАНИЗАЦИЯ ДАЖЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ,ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ УЖЕ РАЗРАБОТАННОЙ УЧЕНЫМИ- МЕТОДИСТАМИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ .Затруднено (из-за отсутствия ПК у учащихся и подключения их к Интернету) дистанционное обучение, необходимое при пропусках по болезни. Механизм самооценивания, самообучения будет формироваться по мере внедрения новых способов взаимодействия учителя и учеников в УВП. Риски: мотивация учителя без поддержки родителей и администрации школы может ослабеть;Большая нагрузка на педагога при разработке карточек для КСО, опорных конспектов и несовпадение уровня результативности на начальной стадии вхождения в новую систему работы может отразиться на желании учителя продолжить работу по данной системе и качестве процесса обучения.
Основные этапы вхождения в технологию
Зависимость успешности ученика от скорости протекания его психических реакций
Учение- самообразованиеЗнание типов восприятия (абстрактный ,конкретный, эмоциональный), скорости протекания психических процессов поможет учителю составить психологический портрет класса и подобрать наиболее эффективные способы и методы подачи учебного материала. Разработчик новой стратегии обучения Н.Ф.Леонов считает, что при использовании эффективной дидактики, опирающейся на психологический подход к обучению, усвоение программного материала из цели обучения превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития, которое обеспечивает переход от к обучения к управляемому педагогом процессу УЧЕНИЕ – САМООБРАЗОВАНИЕ.По его мнению технология превосходит по всем параметрам американскую «Технологию обучения базисному компоненту без отстающих» Дж.Кэролла и Б.Блума.
Этапы внедрения технологииОрганизационный этап
Этапы внедрения технологииВхождение в технологию
Этапы внедрения технологииУсовершенствование механизма самоконтроля(Форма карточки)
Этапы внедрения технологииУсовершенствование механизма парной работы Работа учащихся в парах сменного состава - это даже не метод. Это форма организации учебной работы. (В.К Дьяченко)Сущность работы: ученик применяет и рассказывает материал другим до тех пор, пока сам не овладевает новым знанием или умением в совершенстве. Здесь Вас научат работать по новой технологии:http://pedsovet.org/forum/forum315.html- здесь Вы найдёте несколько различных тем, название которых начинается со слов "Парная технология обучения..." и далее написан учебный предмет, в котором используется парное обучение. Зачем всё это и как мы работаем? У нас Вы можете бесплатно научиться способу обучения в парах, который облегчит Вашу преподавательскую работу и позволит Вам в Вашем классе или в учебной группе никогда больше не видеть скучающих учеников . Для качественного освоения парной технологии обучения запишитесь, пожалуйста, вот здесь, - http://ives.amvonet.com - на дистанционный курс "Взаимное обучение парному обучению" (там нужно сначала зарегистрироваться на сайте). В этом курсе учителя обучают друг другу практике парной работы.
Апробация технологии парной работыСхема работы в парах сменного состава. Класс-7.Предмет-алгебра.Количество человек -6 Схема передвижения основана на принципе:1 вариант- река, 2 вариант – берег, учительский стол –пристань. ( На пристани: Один человек из пары отвечает теорию, пока другой выполняет на карточке практическое задание, защищая взаимооценку и самооценку)2 вариант остается на местах, а сидящие на первом варианте образую новые пары ,продвигаясь на одно место вперед вдоль своего ряда(варианта).
Образец карточкиРабота в парах идет по карточкам, которые составлены учителем и отражают основные теоретические вопросы темы. Вторая часть карточки содержит практическое задание на понимание теории, изложенной учеником. Тема «Многочлены», алгебра 7 класс. Карточка 1. Теоретическая часть.1.Объясни товарищу, что такое многочлен.(п.25,стр119)2.Приведи пример многочлена, назови из каких одночленов он составлен. (п.25,стр119)3. Объясни товарищу, что называют членами многочлена. (п.25,стр119)4.Объясни товарищу, в каком случае многочлен называют двучленом, трехчленом. Может ли многочлен состоять из одного члена. (п.25,стр119) Практическая часть.Реши, а затем объясни товарищу, как ты решал №567.Реши №560а,б, и объясни товарищу, получится ли при упрощении выражения многочлен? Чем он будет отличаться от многочленов из задания №567.
Оценочный лист взаимоконтроля знаний
Критерии оцениванияДля уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и учащимися сообщаются учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала в таком виде:баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала,баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала,баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала, баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала, баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.
Первые отклики на использование работы в парах сменного составаМы Вас любим, нам с Вами интересно (Кристина, 7 класс)Мне стало интересно учиться (Костя, 7 класс)Я научился понимать текст учебника (Денис, 7 класс)Такая работа дисциплинирует (Руслана, 7 класс)
Информационные ресурсыВ.К Дьяченко, Сотрудничество в обучении, электронная книга, 2001, 185 с. Н.Ф. Леонов, Новая эффективная дидактика, Москва, 2009,176 с.http://pedsovet.org/forum/forum315.htmlhttp://ives.amvonet.com www.paarschool.com http://pedsovet.org/forum/topic7252.html