ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «МАТЕРИ РОССИИ» Ростовское региональное отделениеПредседатель – доктор педагогических наук, почётный работник общего профессионального образования РФ, директор ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ростовской области Детский дом г. Азова Е.А. Байер
«Новое поколение»ПРОЕКТ «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ И МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»(на примере воспитанников ГКОУ РО «Детский дом г. Азова Ростовской области»)
Автор и научный руководитель проекта – О.Ю. Латышев, Член Президиума РО ВОД «Матери России», академик МАС, МАЕ, МАПН, МАДЮТК, профессор РАЕ, заслуженный деятель науки и образования, п.д.н., к.филол.н., научный руководитель Международного эксперимента и ФЭП ФГНУИСМО РАО, директор телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея» http://my.mail.ru/list/papa888/ [email protected] http://vk.com/papa888
Актуальность проектаЗадача социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики тесно соприкасается с задачей проведения их широконаправленного спортизированного воспитания. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении вот уже почти пяти лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации КОУ РО КОУ РО «Детский дом г. Азова Ростовской области» в сетевом образовательном проекте «Мариинская галерея». http://my.mail.ru/list/papa888/ .
Цель проекта -разработать и апробировать механизм взаимодействия, возникновения и усиления преемственности формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики.
Объект проекта– взаимодействие формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики.Предмет проекта – процесс социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики.
Задачи проекта на 4 годаподразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические. К нормативно-правовым и организационным задачам относятся: 1. создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие образовательных учреждений во взаимодействии формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики.2. совершенствование механизма функционирования сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» http://my.mail.ru/list/papa888/, направленного на реализацию модели взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;
3. реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в образовательных учреждениях, участвующих в названном образовательном проекте, использующих дистанционные образовательные технологии; 4. организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций; 5. формирование системы мониторинга работы в рамках сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», а также управления им с целью оптимизации работы по социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования; 6. разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея»;7. совершенствование туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики вовлечённых в проектную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».
К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся: 1. освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в рамках туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования; 2. освоение педагогами практики составления и использования программ социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов; 3. освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса;
4. внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;5. введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта; 6. освоение педагогами методов комплексного оценивания учащихся, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения; 7. разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования учащихся и педагогов в рамках сетевого образовательного пространства.
К финансово-экономическим задачам относятся: 1. эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» с использованием дистанционного обучения;2. определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия;
разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в учебном процессе дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов; 4. проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;5. улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.
Гипотеза.Взаимодействие формального, неформального и информального образования обеспечит новое качество социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики, если:- разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в преемственности формального, неформального и информального образования при формировании процесса социализации воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова Ростовской области» средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;- освоен механизм построения сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» и реализована модель взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова Ростовской области» средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;
- педагогами освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий социализации воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова Ростовской области» средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;- в педагогическую практику введена критериальная система оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;- сформирована система мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», а также управления ею с целью оптимизации работы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
Перечень используемых методик:- обобщение и анализ педагогического опыта социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования;- диагностика процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики на разных ступенях обучения;- методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;- методика мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по социализации детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования;- анализ продуктов деятельности образовательных учреждений- участников площадки.
Инновационный потенциал:- построение и реализация модели взаимодействия формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;- разработка технологии взаимодействия формального, неформального и информального образования по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;- введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики при взаимодействии формального, неформального и информального образования;- формирование системы мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования.
Ожидаемые результаты:– разработка и апробация механизма социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования в условиях образовательных учреждений;- решение нормативно-правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и финансово-экономических задач.
Методы, используемые при осуществлении проекта:- анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта;- диагностика характеристик процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики на разных ступенях обучения;- анализ мониторинга работы сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования;- анализ продуктов и результатов деятельности учреждений-участников площадки.
По результатам проектной работы планируется:- метапрограммы педагогов-участников площадки;- рекомендации образовательным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы метапредметных достижений учащихся;- система мониторинга социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики;- научно-методическая конференция «Взаимодействие формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики».
План поэтапной реализации экспериментаПервый этап - диагностико-ориентировочный - 2014 г.- Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети. - Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения (КОУ РО «Детский дом г. Азова Ростовской области») с другими образовательными учреждениями. - Конструирование единой региональной системы мониторинга социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования.- Разработка содержания метапрограмм социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики учащихся во взаимодействии формального, неформального и информального образования. - Проведение мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как: служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников). - Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы). - Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов). - Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).
- Проведение мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как: служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников). - Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы). - Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов). - Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).
- Проведение мониторинга образовательных потребностей учащихся и их родителей (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как: служба профилактики раннего сиротства, служба приёмных родителей, служба сопровождения принимающих семей, служба сопровождения выпускников). - Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы). - Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов). - Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).
Второй этап - проектировочно-организационный – 2015 г.- Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в решении проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики. - Завершение комплексного анализа образовательных возможностей и потребностей воспитанников КОУ РО «Детский дом г. Азова Ростовской области». - Подготовка рекомендаций образовательным учреждениям (в зависимости от типа) по организации сетевого взаимодействия.- Освоение психолого-педагогической диагностики уровня социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики в условиях сетевого взаимодействия. - Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях приемов открытых образовательных технологий. - Отбор критериального аппарата, единого для всех участников сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея», реализации метапредметных программ.- Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики посредством метапрограмм.
Третий этап – аналитико-корректировочный – «Совершенствование» - 2016-17г. г. - Подведение итогов деятельности учреждений-участников сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» по реализации проблемы проекта.- Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.- Проведение оценки эффективности использования ресурсов сетевого образовательного проекта «Мариинская галерея» в решении проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами туристско-краеведческого медиаобразования и музейной педагогики во взаимодействии формального, неформального и информального образования.