ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по материалам исследования в школах Самарской области) Презентацию подготовила: Карамаева Л.А, начальник лаборатории соц. психологии РСПЦ, Самара, к.пс.н.
Исследование феномена насилия С.Г. Кемпе с соавторами (1962) описали синдром избиваемого ребёнка. Было доказано, что переживание насилия связано с появлением чувства страха, обиды, гнева, удручённости, утратой ощущения безопасности. Д. Раппорт и А.Руберкуэ отметили, что 60% родителей «забитых детей» имели психиатрические расстройства (депрессии, тяжёлые тревожные расстройства, острые бредовые реакции, алкоголизм и др.), социально-экономические проблемы, а также тяжёлую депривацию в детском возрасте. Дж. Спинетта и Д. Риглер сделали вывод о том, что не доказано, будто средовые факторы выступают как единственные и достаточные для жестокого обращения с ребёнком.
Законодательство, запрещающее насилие над детьми1948 год - всеобщая Декларация прав человека: каждый человек (женщина, мужчина, ребёнок) имеет право на жизнь без насилия. 1989 год - Международная Конвенция о правах ребёнка, она устанавливает специальные меры для признания прав ребёнка на здоровое развитие, защиту от разного рода посягательств, включая жестокое обращение и сексуальное насилие, в том числе совершённое родителями. Конституция РФ. Семейный и Уголовный Кодексы. Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Характеристики исследования Метод исследования – анкетный опрос Было опрошено 500 учащихся общеобразовательных школ, 500 родителей и 500 педагогов Опрос проводился в 9 районах г.Самара
Представления о насилии (по результатам опроса) В это понятие 30,5% включают рукоприкладство и разные формы унижения, т.е. и физическое, и психическое насилие. К насилию отнесена и вербальная агрессия. Были названы очень конкретные примеры поведения, относящиеся к насилию: угрозы, применение физической силы, обзывание.
Распространённость разных форм насилия над учащимися (по мнению учащихся) Словесное оскорбление: почти 40% мальчиков и 50% девочек никогда лично не сталкивались с такой формой насилия в своей школе и не наблюдали её проявлений. В то же время примерно столько же опрошенных несколько раз наблюдали такое обращение педагога с учащимися. Кроме того, примерно 7,5% опрошенных обоего пола отметили, что это можно считать распространённой практикой.Угрозы: свыше 70% мальчиков и почти 80% девочек ответили, что такого поведения педагогов вообще нет в школе. В то же время значительный процент (20% мальчиков и 15,4% девочек) были свидетелем такого поведения педагогов несколько раз. Однако это менее распространённая практика, чем словесные оскорбления. Таким образом, вербальное насилие в форме словесных оскорблений, угроз присутствует в современной школе.
Распространённость разных форм насилия над учащимися (по мнению учащихся) Изоляция (например, когда педагоги закрывают учащихся в кабинете): 86,6% мальчиков и 88% девочек) никогда не наблюдали такого поведения. Менее 9% опрошенных ответили, что хотя бы несколько раз сталкивались с таким поведением педагогов. В то же время почти 4,5% мальчиков ответили, что такое поведение педагогов часто встречается. Провокационное поведение: половина опрошенных никогда не сталкивались с таким поведением педагогов. В то же время треть его неоднократно наблюдали. К тому 12% мальчиков и 8,5% девочек считают это частой практикой. Вымогательство: как показывают ответы учащихся, оно практически отсутствует в современной школе. Никогда не встречались с таким поведением 88% мальчиков и 91% девочек. В то же время почти 8% мальчиков отметили, что сталкивались с этим поведением несколько раз.
Распространённость разных форм насилия над учащимися (по мнению учащихся) Повышение голоса, крик на учащегося: более половины опрошенных несколько раз с ними сталкивались. Более 1/5 опрошенных часто с сталкивались с таким поведением.Рукоприкладство: практически отсутствует в школе, по признанию более чем 90% опрошенных, как и сексуальное насилие. Ограничение движений:треть опрошенных ответили, что несколько раз его наблюдали . Примерно 70% с ним не сталкивались.Отбирание вещей у учащихся: достаточно распространено, т.к. почти 40% опрошенных хотя бы раз его наблюдали. Игнорирование просьб и вопросов учащихся: почти половина опрошенных неоднократно сталкивались с равнодушием педагога, ещё 10% часто.
Ситуации повышенного риска насилия (по мнению учащихся) Плохая успеваемостьНевыполнение заданий на урокеПропуски занятийНарушение школьной дисциплиныОскорбление педагога учащимсяСитуация, когда ребёнок обижает других детейНенадлежащий внешний видКурение Алкогольное или наркотическое опьянение
Типичные объекты насилия (по мнению учащихся) АгрессивныеГиперактивныеИмпульсивныеПровоцирующие на плохое обращениеОтстающие в развитииПассивныеНеспособные постоять за себяИсполнительные и ответственныеИз малообеспеченных семейПринадлежащие к национальным меньшинствам
Личностные факторы предрасположенности к насилию (по мнению учащихся) Ярость Трудности в общении с людьми Тирания Хроническая агрессивность ИмпульсивностьЗависимостьЛичностная незрелостьНизкая самооценкаПотеря уверенности в своих педагогических способностях
Стратегии вмешательства(по оценке педагогов)Личное вмешательство48,2%Обращение в администрацию4,2%Бездействие0,5%Действие по обстоятельствам44,5%
Куда ребёнок может обратиться за помощью в случае насилия? (по мнению педагогов) Центр «Семья»Городская администрацияОтдел образованияСудОтдел опекиМилицияРодители и директорПсихолог
Представление родителей о масштабах школьного насилия
Спасибо за внимание!