Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Алзамая Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район» Шкатова Наталья Александровна Образование: высшее, ИГПИ, 1994 год Специальность: учитель русского языка и литературы Общий стаж педагогической работы: 15 лет
Обобщение педагогического опытаИсследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как важнейшее условие раскрытия внутреннего потенциала обучающихся и повышения качества обученности
Педагогическое кредо Не каждый станет Рафаэлем, но каждый, в ком живёт Рафаэль, должен иметь возможность развиваться.
Анализ социального контингента семей обучающихся 60% родителей – рабочие; 20% родителей – служащие и интеллигенция; 20% родителей – не имеют постоянной работы или не работают вообще.
Работа по мотивации обучающихсяЦель этой работы: хочешь быть успешным в познании – трудись
Изменение роста мотивации к изучению русского языка и литературы
Изменение роста мотивации к изучению русского языка и литературы
Педагогические технологии Технология проблемного обучения Групповые технологии Технология индивидуализации обучения Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической системы обучения.5-ый класс 1. Дать понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих (проблемный вопрос и гипотеза) 2. Формирование первоначальных навыков выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации. 3. Основная форма работы: коллективная 6-ой класс 1. Продолжить работу по формированию навыков выдвижения гипотез, наблюдению над материалом, его сбору и классификации. 2. Введение понятий позитивно и негативно окрашенных слов, цветописи и звукописи. 3. Основная форма работы: коллективная7-8 классы 1. Отрабатывать навыки выдвижения гипотез, наблюдения над материалом, его сбором и классификацией. 2. Учить работать с источниками информации, оформлять список литературы. 3. Работа по формированию и отработке у школьников навыков формулировки цели, задач и выводов исследовательской работы, описанию её методики. 4. Основная форма работы: групповая9 -11 классы Выполнение индивидуальных исследовательских работ.
Применение исследовательского метода обучения.Начало урока
Применение исследовательского метода обучения.Основной этапУрок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:цветовая гамма, составление спектра произведениязвуковая гамма «Слова...»глаголы движения в «Слове...»топонимический словарь «Слова...»география «Слова», составление картыпсихологический портрет автора «Слова».
Применение исследовательского метода обучения. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки Составление словаря ошибок Работа над ошибкамиСовместный поиск причины возникновения ошибкиИра не хочет быть Ерой / Ослик Иа (корни с чередованием)Я тоже здесь (суффиксы чик – щик существительных)
Применение исследовательского метода обучения.ПереводчикКто быстрее заменит все слова в предложении синонимами, кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими, из текста сказки создать текст научного стиля.КорректорИсправьте ошибку: История Мальты похожа на соседнюю Сицилию. Лингвистические «угадайки»Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать: "Глаз"автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки. Лингвистические «почемучки»Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос: Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
Результаты применения исследовательского метода на урокахДиагностика сформированности навыков исследовательской деятельности
Результаты применения исследовательского метода на урокахПовышение качества обученности:
Результаты применения исследовательского метода на урокахУчастие в олимпиадах и конкурсах исследовательских работ:Исследовательская работа (школьный уровень): 2009-2010 – 2 работы 2010-2011 – 4 работыВсероссийский конкурс «Золотое пёрышко» - 1 (2009-2010)Педагогические чтения им. Вернадского – 1 (2009-2010), приглашение в Москву на очный турВсероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку» - 1(2009-2010), лауреат второй степени.Всероссийский конкурс-олимпиада для школьников «Познание и творчество» : 2009-2010 – 2 работы 2010-2011 – 5 работВсероссийский конкурс «Русский медвежонок» - 6 (2010-2011)
Спасибо за внимание