Совершенствование работы органов ученического самоуправления как средство создания демократического и открытого процесса воспитания (из опыта работы) МО воспитателей
Самоуправление – непременный признак коллективаСамоуправление – не цель, а средство воспитания. Главное в самоуправлении – это направить деятельность ученического коллектива на совершенствование жизни коллектива
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление бывает трех видов:навязанное, не вытекающее из фактических интересов и мотивов организации, коллектива или его членов;формальное, когда на бумаге, на словах, по форме оно, самоуправление, вроде бы есть, а на самом деле его нет;реальное, педагогически оправданное самоуправление, которое распространяется на коллективы, организации и участников и имеет достаточно жесткие критерии и условия существования и развития: возникает там, где достаточно высока социальная зрелость детского коллектива и его членов. Где педагогическим коллективом и администрацией школы создаются условия для развития ученического самоуправления, оказывается поддержка и организовывается сопровождение самостоятельной продуктивной работы самоуправляющихся коллективов.
Выбор методов, позволяющих осуществить взаимодействие, имеет решающее значение для успеха в любом виде деятельности. В работе ученического самоуправления в условиях нашей школы и с учетом сложившихся традиций применяются следующие методы работы:Методы, влияющие на сознание воспитанников, позволяющие формировать их взгляды: метод убеждения, внушения, диалога, личного примера, совместного обсуждения и решения проблем.Методы, оказывающие влияние на поведение воспитанников, организацию их деятельности, стимулирование познавательных мотивов. Это методы упражнения, педагогического требования, метод перспективы.Методы, используемые в ходе самоанализа и самооценки учащихся. Это методы педагогического стимулирования – поощрение и наказание, общественное мнение.
ПРОГРАММА «Ученическое самоуправление»призвана помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом – не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволит школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом;призвана способствовать становлению подростка как социально активной личности, способной участвовать в творческом преобразовании социальной действительности;способствует формированию у школьников нравственных понятий и социального опыта, гуманистических ценностных ориентаций: жизнь человека, его достоинство и право на индивидуальность; родные и близкие люди, их любовь и забота; добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба; школа – малый Дом. Дом, в котором ты живешь, со своей историей, особенностями устройства, традициями и отличительными чертами характера его обитателей – источник развития и предмет гордости.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.03.1996г №12;Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (с изменениями от 16.12.2004г, 04.10.2005г);Окружная целевая программа «Комплексная программа развития системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе»;Районная целевая программа «Развитие воспитательной системы в образовательном пространстве МО Приуральский район на 2006-2010 гг»;Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ на период до 2010г;Закон РФ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной и воспитательной систем Российской Федерации» от 9.12.2004 №47; Постановление Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа развития образования Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 23.12. 2005 г. .№ 803;Программа развития воспитания в системе образования России;Конвенция о правах ребенка (ратифицирована 13.061990г Верховным Советом СССР).Основания для разработки Программы
Формирование и развитие социально активной, гуманистически направленной личности с осознанной гражданской позицией, чувством национальной самосознательности. Подготовка учащихся к участию в общественном самоуправлении, сотрудничество с педагогическим коллективом и организация внеурочной деятельности. Стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
1 этап – организационный:- анализ и диагностика состояния работы по развитию ученического самоуправления в классах;- формирование общественного мнения о значимости и необходимости ученического самоуправления путем конкретизации функций и содержания деятельности всех органов ученического самоуправления;- изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления, путях ее разработки и совершенствования;- организация учебы актива и педагогов.2 этап - реализация и развитие системы ученического самоуправления:- отлаживание механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «ученическое самоуправление - педагогический коллектив»;- участие органов ученического самоуправления в художественно-эстетических, спортивно-оздоровительных, трудовых, гражданско-патриотических и других мероприятиях;- создание собственных программ деятельности ученического самоуправления.3 этап - мониторинг реализации программы с последующей коррекциейСроки и этапы реализации программы
Администрация ОУПедагоги ОУРодители учащихсяСубъекты образовательного процессаИсполнители программы
Положение об Ученическом СоветеУстав МОШИ «Белоярская ШИС(п)ОО»Правила для учащихсяПоложение о совете учащихсяВ основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и честиДокументы, регламентирующий сферу полномочий администрации учреждения образования и органов ученического самоуправления
Партнеры органов ученического самоуправленияв образовательном учреждении – педсовет, родительский совет, объединения дополнительного образования; в районе, округе – Управление образования, Муниципальное образование Приуральский район, Департамент образования ЯНАО
Ожидаемые конечные результаты реализации программыЧерез систему самоуправления ребёнок:социально определяется;формируется позитивный социальный опыт;происходит гражданское становление личности;решается проблема развития патриотических чувств;учится управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материаловмониторинг реализации программы развития воспитания в школе-интернате; форма представляемой исполнителями отчетности;аналитико - информационный отдел (анкетирование, выпуски реклам, газет, афиш, соцопрос, изучение общественного мнения по различным вопросам, подготовка видео и фотоматериалов, оформление различных информационных стендов)
Организационно-педагогические условия для функционирования органов ученического самоуправления:Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся. Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся на взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.Подготовку педагогов и актива учащихся к управленческой и организаторской деятельности.Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно-воспитательного процесса.Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся.
Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни обществаИспользование в работе следующих программ: «Школа лидера», «Выборы», «Школа. Дом. Семья», «Программы развития дополнительного художественно-эстетического образования», «Становление школьника»
Содержание деятельности органов самоуправления Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для нашей школы. Такими видами деятельности являются:Познавательная деятельность – встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация. Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья; Художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;Информационная деятельность – письменная информация о жизни классов школы;Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Школьный уровеньСтруктура Ученического СоветаПредставители классов с 5-11Ученический советСектора по направлениям: «Знание»«Патриот»«Досуг»«Олимпиец» «Порядок»Пресс-центрвременные творческие группы инициативные группы (9-11 классы)коллективы классов
Эмблема ученического органа самоуправления
Диагностика, регулирование и коррекция по теме: «Моделирование ученического самоуправления»Программа проведения диагностики:1. Посещение и анализ классных собраний администрацией школы (таблица 1)2. Диагностика уровня развития самоуправления в школе:Тест-анкета ориентировочной оценки успешности ученического самоуправления (таблица 2) Анкетирование проводится старостами коллективов 5-11-х классовТест-анкета оценки отношения к общественной деятельности и участию в ней педагогов (таблица 3) Анкетирование проводится централизованно на совещании при директоре Тест-анкета оценки отношения родителей к деятельности выборных родительских органов самоуправления (таблица 4) Анкетирование проводится классными руководителями 3. Диагностика интересов и потребностей учащихся и педагогов: Анкета для выявления интересов и потребностей учащихся 5-11-х классов (таблица 5)Составление таблицы привлекательности дел различных сфер деятельности, которые учащиеся смогли бы выполнить сами. Ответственная – педагог-организатор Усачева Н.Г.Мини-исследование по теме «Изучение трудностей в организации самоуправления в системе работы классного руководителя» (таблица 6) Ответственная – руководитель МО классных руководителей Корозникова А.А.4. Диагностика лидерских качеств обучающихся: Анкета по выявлению лидерских качеств обучающихся, входящих в ученический совет гимназии (таблица 7). Сопоставление реальных лидеров и номинальных лидеров в классных коллективах. Ответственная –педагог- психолог Драгой Р.Н.
Никогда не бойтесь начинать делать то,Что Вы никогда не делали.Помните, что Ковчег был построен любителем,Профессионалы построили «Титаник»