Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Методы обучения Подготовила Бортникова Г.В.
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский). Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).
По источнику знаний СловесныеНаглядные Практические
По характеру познавательной деятельностиОбъяснительно-иллюстративныйПроблемное изложениеЧастично-поисковыйИсследовательский
Активные и интенсивные методыМетод дидактических игрОбучение по алгоритму
Методы науки в качестве учебных методовМозговая атакаВнеконтекстные операции с понятиями
Методы контроляИндивидуальный опросФронтальный опросКонтрольная работаЛабораторная работа Зачет Экзамен
По источнику знаний
Словесные методыИсточник знаний - словоРассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала.Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы.
Наглядные методыИсточник знаний – образ, наглядное представление объектаИллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.
Практические методыИсточник знаний – практическая деятельность учащихсяУпражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков.Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.
По характеру познавательной деятельности
Уровни деятельности творческаяактивнаяисследовательская
методырепродуктивныйисследовательский
Репродуктивный Объяснительно-иллюстративный
Исследовательский Проблемное изложениеИсследовательский Частично-поисковый
Средства обученияСлово Образ Действие
Активные и интенсивные методыМетод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация.Обучение по алгоритму.
Методы науки в качестве учебных методов
Мозговая атака Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения
Внеконтекстные операции с понятиями Оперирование с понятиями Узнавание терминаОпределение понятияРаскрытие объема и содержания понятияУстановление связей данного понятия с другимПрактическая интерпретация понятия
Методы формирования познавательного интересаПоложительные эмоции по отношению к деятельности.Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуацийУчебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности
Выбор оптимального сочетания методов обучения
Критерии выбора методов обучения Соответствие методов принципам обучения.Соответствие целям и задачам обучения.Соответствие содержанию данной темы.Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности.Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.Соответствие возможностям самих преподавателей
Уровни принятия решения о выборе методов обучения
Классификация методов обучения 1. По источнику знанийСловесныеНаглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельностиОбъяснительно-иллюстративныйПроблемное изложениеЧастично-поисковыйИсследовательский 3. Активные и интенсивные методыМетод дидактических игрОбучение по алгоритму4. Методы науки в качестве учебных методовМозговая атакаВнеконтекстные операции с понятиями