Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания Автор проекта: Мешкова Людмила Евгеньевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №11
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Актуальность темы Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта (Д.И.Писарев)Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями (Н.Г. Чернышевский)Постоянная учеба есть учеба не целый, но каждый день (Липкин)Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила добытые чужим пониманием но способность правильно пользоваться ими разовьёт только домашний самостоятельный труд. (И. Кант)
Актуальность темы«Фактически постепенно должна стираться грань между классными, домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».Национальная образовательная инициатива Наша новая школа
Противоречия Общая перегрузка школьников: С каждым годом нагрузка на здоровье школьников возрастает. Становится всё больше предметов, а свободной физической активности, напротив, всё меньше. Домашние задания всё сложнее, а требования к экзаменам всё жестче. По статистке, нагрузки в школе прямым образом влияют на ухудшение здоровья школьников.
Единство темОсвоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного как основной способ совершенствования качества образования – роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего заданияРоль домашнего задания в самообразовании школьника
Цель Выработать максимально эффективные пути решения проблемы устранения перегрузки учащихся начальных классов при выполнении ими домашнего задания.
Задачи Создать информационно-методический банк материалов по данной проблеме.Выработать рекомендации в виде памяток, буклетов, для учащихся и их родителей. Разработать мультимедийные продукты для публичной презентации с последующим обсуждением на форумах, методсоветах, конференциях.Распространить опыт в виде методических рекомендаций среди учителей начальных классов школы (города, области).Обсудить с коллегами на заседаниях МО учителей начальных классов целесообразность предпринятых действий.
Объект исследованияУчебно-воспитательный процесс в начальной школе (1 – 4 кл.) в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и введения ФГОС нового поколения.
Предмет исследованияОтношение учащихся и их родителей к выполнению домашней работы и уровень организации самостоятельного образовательного процесса при подготовке Д/З.
Гипотеза Осуществление проекта поможет учащимся более продумано, заинтересованно и рационально подойти к выполнению Д/З, что в свою очередь, повысит качество образовательного процесса и, обеспечив положительную мотивацию к учению при сократившемся времени выполнения Д/З, будет способствовать сохранению здоровья школьников.
Планируемые результатыОбучающие повышение результативности обучения учащихся; расширение кругозора учащихся через использование дополнительных источников информации.Развивающие формирование положительной мотивации к выполнению Д/З; выработка максимально эффективного алгоритма выполнения Д/З без больших временных затрат; формирование умения самостоятельной учебной деятельности.
Планируемые результатыВоспитывающие способствование воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности; повышение интереса у учащихся к выполнению домашних заданий за счет создания ситуации успеха (карточки с дифференцированными Д/З); формирование умений и привычки работать самостоятельно, опираясь на помощькнижных и мультимедийных источников информации; выработка умения грамотно распределять время между работой и отдыхом.
Новизна проекта целенаправленное использование необычных форм, методов и приемов Д/З; использование многочисленных алгоритмов при выполнении Д/З (отдельно для родителей и учащихся); дифференцированный подход к Д/З; использование информационно-коммуникационных технологий; применение в системе приемов активации познавательной деятельности учащихся.
Тип проектапо доминирующей деятельности – практико-ориентированный;по форме – групповой;по продолжительности – долгосрочныйСроки реализации проектаСентябрь 2009 – май 2011 гг.
Этапы и сроки реализации проекта1. Подготовительный (сентябрь–декабрь 2009 г.)2. Внедренческий (январь – ноябрь 2010 г.)3. Аналитический (апрель – май 2011 год)
Подготовительный этап
Внедренческий этап
Аналитический этап (Контрольно-оценочный уровень)
Система работы по оптимизации процесса выполнения учащимися Д/З
Рекомендации для родителей
Рекомендации для учащихся
Памятки в учебниках
Карточки с дифференцированными Д/З
Результаты мониторингаМониторинг осуществлялся по разным направлениям, в том числе:Отслеживалось изменение отношения учащихся к выполнению д/з;Учитывалось продолжительность выполнения д/з;Учитывалась степень контроля со стороны родителей за выполнением д/зОсновная причина –стрессПочти все учащиеся (96%) отмечали пользу от памяток и рекомендаций по выполнению д/зБлагодарность за родительский всеобуч и индивидуальные консультации
Твое отношение к Д/З
Время, которое учащиеся затрачивают на выполнение Д/З
Как часто вы контролируете выполнение Д/З
Выводы В результате реализации проекта гипотеза полностью подтвердилась: перегрузка учащихся при выполнении домашней работы уменьшилась, т.к. сократилось время затрачиваемое на выполнение Д/З;процесс выполнения Д/З стал более организованным, уменьшились стрессовость, конфликтность при проверке Д/З со стороны как родителей так и учителя;повысилась мотивация к учебе в целом.
Информационные источникиАношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПБабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. – 1986. - № 11. С.105-111Береснева Л. О роли чтения // Домашнее воспитание. — 2002. — № 6. — С. 15-17 Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003 № 5, с. 64 - 75Буторина М., Хилтунен Е. Монтессори - материал: Школа для малышей. - М.: Мастер, 1992. - 80 с.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. - (Мастерство учителя: идеи советы, предложения)Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.- 64 с., ил.Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Глозман Ж.М. - М.: В. Секачев, 2006. - 96 с.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200702407http://office.microsoft.com/ru-ru/make-it-great/?tab=2&pos=1?WT.mc_id=SEARCHhttp://nsc.1september.ru/urok/http://vneklassa.narod.ru/karta_saita.htm
Спасибо за внимание