Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Нижняя Салда
Система специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровьяОбучение в специальном (коррекционном)классеI-VIII видаИнтегрированноеобучение
Виды специальных (коррекционных) классов:I вида – для неслышащих детей;II вида – для слабослышащих;III вида – для слепых детей;IV вида - для слабовидящих;V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи;VI – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;VII – для детей с задержкой психического развития;VIII –для детей с умственной отсталостью.
Концепция нормализацииРебенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
Концепция нормализацииЛучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
модель интеграцииКлассы для детей с нарушениями развитияКлассы для детей группы рискашкольной дезадаптации
Классы для детей с нарушениями развитияс нарушениями опроно-двигательного аппарата;с задержкой психического развития;с умственной отсталостью;с расстройствами аутистического спектра;
Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровьязамедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровьяпробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Педагогические и организационные условия реализации интеграцииРеализация современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих в соответствии с образовательным маршрутом).Наличие материально-технической базы (оборудования, приспособлений, учебников и учебных пособий), соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности.
Кабинет логопеда Данилова Ирина Юрьевна, учитель-логопед, 1-я кв.категория
Кабинет психолога Чащина Юлия Олеговна, педагог-психолог 1-я кв.категория
Кабинет для занятий умственно отсталых детей
Педагогические и организационные условия реализации интеграцииУчет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции.
Педагогические и организационные условия реализации интеграции Кадровое обеспечение: проведение коррекционно-педагогического процесса педагогами – дефектологами (олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами (психолог).
Кадровое обеспечение модели интеграцииПедагоги начальной школы;Учителя – дефектологи, логопеды.Педагоги дополнительного образования.Педагог-психолог, социальный педагог. Учитель ЛФК, ритмики.Олигофренопедагоги.
Учителя начальных классов – 9.Из них – учителя, имеющие специальное образование и прошли специальную подготовку – 4.Учитель – логопед – 1.Педагог – психолог – 1.Учитель ЛФК – 1.Олигофренопедагог – 3.Дефектолог – 1.Социальный педагог – 1.
Образовательный ценз педагогов ОУ ( в т.ч. логопед, дефектолог и психолог)
Категорированность
Педагогические и организационные условия реализации интеграцииПредоставление медицинских, психологических и социальных услуг.Наличие соответствующей нормативной базы (лицензия учреждения на реализацию соответствующих услуг).
Педагогические и организационные условия интеграции Создание условий по охране и укреплению здоровья детей группы риска (режим работы, соблюдение рекомендаций врачей, дозировка нагрузки).Формирование мотивационной готовности к обучению.
Особенности учебного плана и организации деятельности в ОУ
Особенности учебного плана и организации деятельности в ОУ
Педагогические и организационные условия интеграцииРазвитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь и др.).Развитие и совершенствование произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия.
Чтобы в ваш дом не пришла Беда, будьте с огнем осторожны ВСЕГДА!
Педагогические и организационные условия интеграцииСовершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевой зрелости, самооценки, социально приемлемых форм поведения.Коррекция детско-родительских отношений. Формирование адекватных форм взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок – взрослый».
ЛФКЗанятия с логопедом (индивидуальные занятия, консультации с родителями)Занятия с психологом (индивидуальные занятия, консультации с родителями)Занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром
Реализация интегрированного образования на школьном уровнеДети с нарушениями развития:Организация ПМПк (консилиума).Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса.
Перечень нормативно-правовых актовПоложение о классах для детей с ЗПР.Школьный учебный план для детей с ЗПРПоложение о классах для умственно отсталых детей.Школьный учебный план для умственно отсталых детей Положение о школьном ПМПК
Реализация интегрированного образования на школьном уровнеИнформационно-просветильская, разъяснительная работа с их нормально развивающимися сверстниками и их родителями. Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с ОВЗ.
Реализация интегрированного образования на школьном уровнеПедагогические и организационные условия:Обеспечение и реализация педагогических и организационных условий;Организация методической работы с педагогами общего образования.
ШМО коррекционной педагогики Взаимопосещение уроковПроверка тетрадейПодготовка материалов к промежуточной аттестации.Подготовка, проведение и анализ результатов срезов знаний учащихся по основным предметам.Осуществление консультирования педагогов и родителей по осуществлению индивидуального подхода к обучению и воспитанию обучающихся (также и для педагогов, работающих в классах возрастной нормы).