Контрольно – оценочная деятельность в образовательном процессе Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что, прежде всего, он должен познать что такое и на что способен.Мишель Монтень.
Самооценка начинается там, где ребёнок участвует в производстве оценки, в выработке её критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Оценивание не отменяется. Напротив, заменяется развёрнутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребёнка и взрослого в производстве и применении оценок.ЭТО СОТРУДНИЧЕСТВО НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ У ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТЕЙ И УМЕНИЙ САМООЦЕНИВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ САМООБУЧЕНИЯ. Помочь ребёнку обрести здоровую, спокойную уверенность в себе, здоровую самокритичность – одна из центральных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.
Учебная самостоятельность – это умение учиться, умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Оценка – неотделимый компонент учебной деятельности. Осознание причин неудач – первый шаг к успеху в учении. Главной задачей учителя является создание с первых дней в школе таких условий, которые бы обеспечивали не только успешное развитие, но и комфортность, здоровьесберегающий потенциал.
Научно – теоретические подходы к системе оценивания.Система Д.Б.Эльконина В.П.ДавыдоваЛ.ЛеонтьевГ.ЦукерманГ.Ксензова.ЧТО СЕГОДНЯ ПРЕДЛАГАЮТ УЧЁНЫЕ, ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ для совершенствования контрольно – оценочной деятельности??????Сегодня нужно и можно изменять подходы к организации образовательного процесса с позиции деятельностного обучения, сместив акценты на формирование учебной самостоятельности детей, ядром которого являются контрольно – оценочные действия.
Г.Цукерман выделяет в умении учиться 2 составляющие: - чему учиться, т.е рефлексия – что я ещё не знаю, не умею; - как научиться – освоить способы, помогающие преодолеть свою некомпетентность.
Формирование контрольно – оценочной деятельности на 1 ступени обучения 1 класс. Задачи:Сформировать мотивационный компонент контрольно – оценочной деятельности.Создать условия для формирования самоконтроля и самооценки.Обеспечить сотрудничество с родителями по безотметочному обучениюСоздать условия для здоровьесберегающего потенциала оценки. 2 класс.Задачи.1.Способствовать формированию критериальной основы обучения.2. Продолжить работу по созданию условий для наращивания рефлексивного опыта учащихся (в выражении своего отношения к уроку и своей работы)3.Разнообразить виды и соответственно приёмы формирования контрольно – оценочных действий.4. Вести учёт учебных достижений.
Расширение способов обучения контролю и оценке в 3 классе 1.Формировать учебно – познавательную активность и самостоятельность детей в контрольно – оценочной деятельности. 2.Научить детей контролировать и оценивать свои действия, соотносить результат с целью.Перспективы развития контрольно – оценочной деятельности в 4 классе.1.Введение предупреждающего контроля. Сравнение результатов с образцом, эталоном через систему необходимых условий, т.е. при каких условиях возможен результат.2.Обучение планированию с отсутствующими звеньями.3.Научить детей контролировать и оценивать свои действия по бальной системе.
Виды оценивания
Практический опыт внедрения новых подходов к оцениваниюНаработать новый механизм контрольно – оценочной деятельности.
1.Пересмотреть взгляды на организацию урока, в том числе контроль и оценку2. Сделать оценивание системообразующим, влияющем на развитие учебной самостоятельности.
3. Специальными приёмами формировать навыки самоконтроля и правильной самооценки с учётом возраста4. Проводить работу по оценочной деятельности в сотрудничестве с родителями.
спасибо за внимание