Толмачёва Елена Богдановна учитель математики БОУ «Полтавский лицей» Контрольно-оценочная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС
Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Цель реформы оценивания – сделать оценку содержательной, объективной, дифференцированной.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они должны вырабатываться ими совместно. Принципы оценочной деятельности
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Принципы оценочной деятельности
Порядок оценивания.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. П П П Адекватная Заниженная Завышенная
Листы самооценки:
Внешняя оценка. Оценка – совет. Фиксируется только сам факт ошибки. Есть возможность отказаться или согласиться. Взаимооценка.
Внешняя оценка. Подводит итог. Корректирует. Предшествует отметке. Оценка учителя.
Оценка− это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…») Отметка− это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) Оцениватьможно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметкаставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
На уроке ученик сам оцениваетсвой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет правоскорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Записьменные задания оценку и отметку определяет учитель.Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритмсамооценивания), что она завышена или занижена.
Такая оценка : позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”); удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Назови автора Название произведения Прочти громко Выразительно Без запинки Не заменяй слова автора Критерии оценивания чтения наизусть:
Соответствие темы Раскрытие темы Научность языка Доступность(соответствие возрастной категории) Способ изложения(беглое чтение или пересказ) Указание источника информации Умение отвечать на заданный вопрос по содержанию сообщения Критерии оценивания сообщения
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________ Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать (что?) ______________ Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________ Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________ Осталось непонятным (что?) _______________________________________ Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________ Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы
1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
Повышается уровень профессионализма учителей в формировании умений самоорганизации учащихся. Повышается уровень сознательности, самостоятельности и активности школьников в учебной деятельности. Повышается качество уровня обученности школьников, уровень воспитанности. Формируется контрольно-оценочная деятельность школьников. Сохраняется и укрепляется их физическое и социально-психологическое здоровье. Практическая значимость данного опыта: