Вальдорфская педагогика
Цель и задачи презентации Цель: · рассмотреть систему вальдорфской педагогике как особую систему образования Задачи: · познакомится с Вальдорфскими школами (в т.ч. в России) · проследить историю возникновения вальдорфской педагогике; · рассмотреть основные методы и средства организации обучения · познакомится с недостатки вальдорфской педагогики
Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.
Основным отличием вальдорфской школы от обычной является идея о том, что детство — это не короткий период времени, который нужно максимально использовать для развития и обучения ребенка, как полагает большинство традиционных методик. Это уникальное время, которое дети должны использовать для игр, развития своих творческих способностей и духовного потенциала. Малыши обладают безграничными возможностями, которые они должны реализовать в ранние годы.
Вальдорфская школа Вальдорфская школа - это, прежде всего, гуманная школа, "школа в интересах ребенка", когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. То есть здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него.
Вальдорфские школы в России В России первые школы, работающие по Вальдорфской методике появились в 1992 году. Среди них МОУ СОШ «Самарская Вальдорфская школа», НОУ "Школа-сад на улице Вольная", ГОУ Средняя школа №1060, НОУ "Путь зерна", НОУ "Школа "Святого Георгия Победоносца", НОУ "Школа "Семейный Лад" и другие.
Вальдорфская педагогика Вальдорфская педагогика - система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. В валодорфской педагогике Дидактический материал выстраивается таким образом, чтобы ребенок, самостоятельно занимаясь с ним, развивался в самодвижении.
Основной метод преподавания Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка.
Методы преподавания Рациональное развитие памяти До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» ввиду того, что формирование понятий естественно для природы ребёнка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Преподавание «по эпохам» Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами». Принцип «гармонизации социальной среды» Большое значение для ребёнка имеет создание вокруг него здоровой социальной среды, так как индивидуальность может развиваться свободно, если вокруг ничто её не подавляет.
Вальдорфская педагогика возраста от 7 до 14 лет Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, что это не является только овладением некой культурной техникой. Занятия искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка и звука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующего звука, усвоение письма и чтения — результатом более широкого образовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к пониманию чисел и операций с числами. Образное преподавание развивает в детях мышление, которое проникает сквозь поверхность вглубь вещей и явлений
Преподавание после 14 лет Вместо образного преподавания теперь используются методы, развивающие в молодом человеке способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь в различных предметах (родной язык, история, естественные науки и пр.) он учится тщательно изучать материал, точно наблюдать за явлениями и экспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы факты преподносились обозримым образом и так, чтобы ученик смог выработать на них способность ясного суждения. Тем самым преподавание основных предметов приобретает более научный характер.
Принципы вальдорфской педагогики Нет раннему развитию интеллекта. Никаких оценок. Особое пространство. Развитие фантазии Гармония души и тела. Нет слову «нет».
Главные идеи Вальдорфская система обучения не направлена на формирование разума малыша и утверждает, что в дошкольном возрасте нельзя обучать ребенка чтению и письму. Также методика запрещает просмотр телевидения, кинофильмов и прослушивание радиопередач. Вальдорфская система строго запрещает как критиковать, так и хвалить малыша. Ученики в школах изучают национальную культуру. Басни, сказки, народные танцы, рисование – все это буквально пронизывает детскую жизнь. Основным способом существования ребенка считается игра, а также хороводы (например, «райгены») и пальчиковые игры. Педагоги много внимания уделяют созданию особого ритма: дневного, недельного и т. д. через упорядочивание собственного ритма человек сближается с природой, а уже через природу лучше понимает свой собственный организм. Каждый ребенок уникален, а детские взаимоотношения очень ценны.
Недостатки Принципиальным недостатком педагогической составляющей философии Штайнера является апелляция к вымышленным понятиям, таким как "высшие духовные тела", "эфирные тела", "астральные тела". Также недостатком является то, что один из базовых принципов вальдорфской педагогики - позднее (10-12 лет) начало обучения в общепринятом понимании этого слова.
Заключение Вальдорфская педагогика занимает сред других инновационных начинаний особое место, так как представляет педагогическую традицию, существующую в Европе и за ее пределами уже более семидесяти лет и обладающую огромным практическим опытом, притом опытом интернациональным. Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие "целостности", "намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам".
Список литературы Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Журнал «Курьер» 1999, №5 Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1 Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. М., 1996.
Спасибо за внимание!