Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Федорова Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ. Метод проектов.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Актуальность темы: Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Россия - Моя Родина».
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. Задачи патриотического воспитания: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям. Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; Воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.
Проект: «Наша Родина - Россия!» Долгосрочный, информационно-творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты ГБДОУ. Продолжительность. Октябрь – март. Проект: «Моя – малая Родина» Краткосрочный, информационно-творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, родители воспитанников, воспитатели групп. Продолжительность. Апрель – май (6 недель)
Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный: Изучение интереса детей для определения целей проекта; Сбор и анализ литературы для детей; II. Организационно-практический Проведение цикла познавательных занятий; Оформление альбомов, дидактических игр; Художественные выставки; Оформление уголка патриотического воспитания; Консультации для родителей; Разучивание стихов о России. III. Презентационно - завершающий Выставка продуктов детской деятельности; Оценка этапов реализации проекта детьми. IV. Контрольно-рефлексивный Подведение итогов.
Предполагаемый результат: Дети должны знать и называть: Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение. Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну города и области; находить на карте крупные города области. Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности, показывать на карте России несколько крупных городов. Дети должны знать флаг, герб, гимн России. Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции. Должны знать природу России ее флору и фауну. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции.
дети родители воспитатели Специалисты ГБДОУ «В детском садике Лесном - замечательно живем». Октябрь «Моя семья». Ноябрь «Моя Родина – Россия». «Страна, в которой я живу». Декабрь «Природа нашего края» Январь Культура моей Родины «Защитники отечества». Февраль Моя группа, мои друзья, профессии и труд людей работающих в детском саду Семейные традиции, родословная, профессии родителей Символы России, столица нашей Родины, улицы родного города Природа и животные родного края, богатства нашего края, занятия людей Защитники отечества, боевые заслуги нашего народа Народные традиции, национальные праздники, народные промыслы План-схема работы с детьми. Проект -«Наша Родина - Россия!»
План – схема реализации проекта с родителями Октябрь Анкетирование родителей Выставка поделок из природного материала Ноябрь Совместное с детьми составление родословного дерева семьи Музыкальный праздник Совместное спортивное развлечение Сотворчество детей с родителями Декабрь Изготовление кормушек Консультация Экскурсия. Книжка - малышка Январь Выставка поделок и рисунков Спортивный досуг влечение с участием родителей Февраль Совместное с детьми составление рассказа о папе или дедушке Спортивное развлечение Март Выставка сотворчества детей и родителей Привлечение родителей к празднованию в детском саду масленицы Фотоальбом Спортивный досуг
родители дети «Мой родной город». «Улицы моего города». «Исторические памятники». «Бессмертный полк» «Природа родного города». Местоположение города. История возникновения и развитие города. Герб и гимн города Малая родина - мой дом, двор, улица. Дорога от дома к детскому саду. Исторические названия улиц Флора и фауна. Места отдыха лужан. Парк культуры и отдыха, набережная, пляжи рек и озер, лесной массив История создания Музея краеведения. Вечный огонь, памятник Воинской Славы города, памятник «Партизанская Слава», Памятник «Лужский Рубеж», памятник «200-летие города Луги», памятник основательнице города Императрице Екатерине Знакомство с историей Лужского Рубежа, партизанского движения, героями Великой Отечественной войны План-схема работы с детьми. Проект - «Моя – малая Родина»
План – схема реализации проекта с родителями Апрель «Улицы нашего города» «Люби и знай родной свой край! » Консультации «Трудовой десант» Озеленение территории детского сада Май Совместное участие детей и родителей в акции «Бессмертный полк» Фотоотчет
Проектный метод в системе гражданско-патриотического воспитания позволит сочетать интересы всех участников проекта Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем. Родители имеют возможность активно учувствовать в важном процессе - нравственно-патриотическом воспитании детей. Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Спасибо за внимание