Консультация для педагогов «Экология и дети» Подготовила: воспитатель 2-й мл. гр. Парий Г.С МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»
«…логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей.» К. Ушинский
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Актуальность
Что значишь ты без трав и птиц И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда поймёшь ты, наконец, Врубаясь в мёртвые породы, О человек, венец природы, Что без природы твой конец?! С. И Кирсанов.
1. Понимание человеком самоценности природы. 2. Осознание себя как части природы. 3. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий. 4. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе. 5. Воспитание активной жизненной позиции. 6. Обучение азам экологической безопасности. 7. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру. 8. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира. Задачи экологического воспитания
Модель экологического воспитания и образования дошкольников Цель экологического воспитания Становление начал экологической культуры у детей, Развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих Развивающая среда Экологическая тропа, лаборатория, альпийская горка, искусственный водоём, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными и растениями, птичий столб, тополиная аллея, фруктовый сад
Формы и методы работы Экологические занятия. Экологические экскурсии,наблюдения - Уроки доброты. - Экологические кружки. - Экологические конкурсы. - КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес» и так далее. - Экологические акции. - Обсуждение и обыгрывание ситуаций. - Трудовой десант. - Зелёный патруль. - Клуб исследователей природы. - Лаборатория юного эколога. - Экологические музеи. - Экологические праздники и фестивали. - Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).
Главные принципы жизни каждого ребёнка в гармонии с природой: 1. «Не навреди». 2. «Познавая, не разрушай». 3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо». 4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: 1.Что я хочу сделать? 2. Зачем мне это нужно? 3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет? 5. «Подумай о последствиях!»
Игры с песком, почвой Игра – эксперимент «Вулкан» Прямо в песочнице можно сделать почти как настоящий вулкан. Для этой забавы вам понадобятся: пустая пластиковая бутылка, сода, уксус, пищевой краситель красного цвета и любое моющее средство. Сделайте из песка гору, внутрь вставьте пластиковую бутылку. Насыпьте в нее соду, добавьте немного красителя и моющего средства. Осталось аккуратно влить уксус и наблюдать извержение вулкана. Опыт «В почве есть воздух, в воде несть воздух» Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух. Ход опыта: взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть. Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.
Игры с водой Опыт №1 «Узнаем какая вода». Вода прозрачная? Убедимся. В двух стаканах налито: вода и молоко. Воспитатель спрашивает, какого цвета молоко? (ответы детей) Какого цвета вода? (ответы детей) Убедимся, что вода прозрачная, а молоко – нет. Поиграем в прятки: в стакан с молоком и водой дети опускают разноцветные бусинки различной геометрической формы. Вывод: Вода прозрачная жидкость, молоко – нет. Опыт №2 «Вода не имеет формы» Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Если поставить предметы на стол, подбросим их, изменят ли они свою форму? (Ответы детей.) А имеет ли форму вода? Для этого подойдем к своим столам, и каждый из вас наполнит емкость, стоящую на столе водой. (Емкость у детей разной формы.) Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Опыт №1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. Ход опыта: Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы). Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться. Опыт №2 «Движение воздуха» Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо. Игры с воздухом