Музейная педагогика в дошкольном образовании в свете Федеральных государственных требований Е. В. Францужан, методист НМЦ Невского района Санкт-Петербурга 2011
Музейная педагогика как наука Музейная педагогика - отрасль музееведения, сформировавшаяся в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке Музееведения;педагогики ; психологии.
Научно-теоретические основы Предметом изучения музейной педагогики как науки является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея со своей аудиторией. Ее главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным членом современного общества.
наука оперирует категориями музееведения и психолого-педагогических дисциплин «музейный предмет»«музейная культура»«музейная коммуникация»«воспитание»«дидактика»«музейное образование»«музейный педагог»«визуальное мышление»
Музейная педагогика в ДОУ это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус . Носит иное название – образовательное направление - «мини-музей» .
«Мини-музей» в логике ФГТ Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение).Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ (познание, коммуникация, чтение худож. литературы, социализация, труд, безопасность, музыка, худож. творчество, здоровье, физическая культура).
Соответствие концептуальным основам ФГТ Развивающее образованиеНаучная обоснованность (личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, учет фундаментальных основ возрастной психологии и педагогики)Интеграция образовательных областей (взаимодействие обр. областей для обеспечения целостности образовательного процесса – доступность тем, мотивация).Учет ведущего вида деятельности
Возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника Любознательный, активный.Эмоционально отзывчивый.Овладевший средствами общения со взрослыми и сверстниками.Способный управлять своим поведением.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи.Имеющий первичные представления о себе.Овладевший необходимыми умениями и навыками.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.Физически развитый.
ДЛЯ ДОУмузейная педагогика = проектная деятельность Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками.Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.
Работа по созданию мини-музея Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: 1. Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. 3. Подведение итогов Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Город мастеров», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Мой родной город», «Театральные куклы», «Воинской доблести и славы» и т. д.). Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы и решать образовательные задачи выявление творческих способностей детей;расширение представлений о содержании музейной культуры;развитие начальных навыков восприятия музейного языка;создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини- музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода ( и взрослого и дошкольника) с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы сюжетно-ролевой или творческой игры в «экскурсовода» или в «музей» четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность образования , психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея как культурно-исторического феномена человечества, его огромные возможности для приобщения к миру человеческих ценностей, познания самого себя через предметный мир.
«Семейные коллекции»* в средней дошкольной группе Цель: создание условий для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников через организацию мини-музеев.Задачи:сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;расширить представления о содержании музейной культуры;создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;познакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, русскими традициями и промыслами;развивать чувство гордости за достижения своей страны.
В основу решения этих задач положены следующие принципы принцип учета возрастных особенностей дошкольников;принцип опоры на интересы ребенка;принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;принцип наглядности;принцип последовательности;принцип сотрудничества и взаимоуважения.
«Русский валенок»*. Творческо-исследовательский проект. Разработан авторским коллективом МДОУ «Солнышко» г. Нижнекамска.Приводится в качестве примера организации мини-музея в условиях ДОУ.Время реализации проекта – с 1сентября по 31 марта.
Тип проекта: творческо-исследовательский, КРАТКОСРОЧНЫЙ, ГРУППОВОЙ.Участники проекта: воспитанники и воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.Цель проекта: обогащать знания дошкольников об окружающем мире, заинтересовать дошкольников и родителей в сохранении народных традиций, передаче знаний новому поколению.Задачи проекта:Развивать интерес детей к народному быту;Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок;Поддерживать у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности.Время реализации проекта – 6 месяцев.Этапы реализации проекта:Подготовительный – сбор информации, материала.Организационный - создание экспозиции в музее ДОУ , разработка содержания образовательных путешествий с детьми, сценария развлечения.Формирующий – активная совместная деятельность в рамках мини-музея по освоению темы, образовательные путешествия с дошкольниками и родителями, организация совместного развлечения.Итоговый – создание мини-энциклопедии «Русский валенок» силами дошкольников, педагогов и родителей. Анализ и обобщение полученных результатов.
Предполагаемый результат: У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах необходимых для его изготовления.У старших дошкольников развивается интерес к истории, национальным традициям.Родители активно вовлечены в образовательный процесс ДОУ, в совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. Формы реализации проекта: Образовательные путешествия по ознакомлению с окружающим.Создание мини-музея .Экскурсии в мини-музей.Сюжетно-ролевые и творческие игры в предметном пространстве мини-музея.Художественная, продуктивная деятельность дошкольников.Чтение .Презентация проекта:Совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка» и создание и демонстрация мини-энциклопедии «Русский валенок».
План работы по созданию мини-музея в ДОУ 1. Реализация направления «Музейная педагогика». 2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ. 3. Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами. 4. Формирование у дошкольников представления о музее. 5. Расширение кругозора у дошкольников. 6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. 7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. 8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 9. Развитие творческого и логического мышления, воображения. 10. Формирование активной жизненной позиции.
Виды оформления мини-музея: 1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). 2.Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже). (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
Формы работы в мини-музее 1. мини-беседы с детьми. 2. Экскурсии для детей и родителей. 3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами. 6. Творческие игры, образовательные путешествия. 7. чтение художественной литературы. 8. исследовательская деятельность, экспериментировнаие. 9. музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.
Примечания В презентации использованы фото - материалы из личного архива Е. В. Францужан ( на фотографиях присутствуют воспитанники и педагоги ДОУ №68, ДОУ №49 Невского района Санкт-Петербурга). Методические рекомендации авторов - Морозовой А. Н., Мельниковой О. В. Музейная педагогика. Сфера, 2006.Материалы сборника статей межрегиональных конференций – Музейная педагогика – воспитание гражданина 21 века. СПб, 2009.* Приведены примеры организации мини-музея в условиях ДОУ по материалам интернет-ресурсов, методической литературы.