Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в условиях гимназии
Важнейшие задачи современной школыУспешная самореализация личности Её социализация в обществе Активная адаптация на рынке труда ГражданственностьПатриотизм
Особую важность проблема гражданско-патриотического Образования и воспитания приобретает в условиях Наступательная вестернизация с помощью СМИобраза жизнии стиля мышлениямолодежиРазмывания ценностей Размывания нравственныхоснов
Стала заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного и патриотического сознания
Задачи школы Мы должны ориентировать подростка На развитие общечеловеческого мышления, На понимание социальных проблем и явлений, На формирование общественно значимых мотивов,На развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.
Проблемы… Человек, воспитанный в обществе, не может мгновенно обрести независимость суждений, инициативу, научиться отстаивать свою точку зрения и стать терпимым к инакомыслию, руководствоваться демократическими ценностями Для воспитания не «подданного», а подлинно Свободного гражданина,нравственно чистого человека, патриота своей Родины требуется время и долгая кропотливая работа
Цель: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за то, что голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моя собственная, моих близких, за все я отвечаю, все я должен делать по закону и совести».
Структура гражданско-патриотического образования включает в себя Следовательно, существует необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей
С педагогическим коллективом: Обобщение опыта, использования коммуникативных методик обучения;Использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования (педсоветы);Интерактивные методики в учебной и внеклассной работе (обучающие семинары);Участие в международных конкурсах, всероссийских акциях по гражданско-патриотическому воспитанию;Освоение и апробация новых технологий обучения и воспитания.
С учащимися: Уроки;Деятельность Гражданского клуба как органа школьного самоуправления;Уроки демократии (Гражданский форум, дискуссионный клуб);Проектная деятельность (социальные проекты);Участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня: от гимназического до международных по вопросам гражданско-патриотического образования
С родителями: Участие родителей в Гражданских форумах;Участие в социально значимой деятельности
Модель системы гражданско-патриотического образования и воспитания в МОУ гимназии № 13
Такая модель построена на следующих концептуальных положениях Т.о., концепция ориентирована на пробуждение и развитие у детей и молодежи духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо новой России.
От педагога при реализации данной модели требуется: активность в создании новых образовательных программ, предметная переориентация содержания учебных дисциплин,авторские разработки учебных занятий и многое другое.
Реализация комплексно-целевой программы по гражданско-патриотическому образованию положительно влияет на учителя и ученика: учитель будет овладевать новыми компетенциями, у ученика будет развиваться активность в сфере гражданско-общественной деятельности
Учебный процесс Авторские уроки с применением активных и интерактивных стратегий.При проведении своих уроков применяю следующие технологии: - Учебное сотрудничество- Дискуссия- Презентация- Нравственная дилемма- Ролевые и деловые игры- Социальное проектирование- Гражданский форум- Практикум Типология нетрадиционных уроков разнообразна, но ближе по духу уроки интеллектуальных раздумий, уроки поиски истины, уроки нравственных решений. Подобным уроком является урок по теме: «Русь корабль - перед ней океан…», «Иных уж нет – а те далече…», «Чему учил мудрец Конфуций», «Урок-версия» и др.
Разработка и апробация авторских элективных курсов Для успешного решения задач гражданско-патриотического образования и воспитания недостаточно работать только на уроках. Поэтому разработан элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы». Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Разработка и апробация синхронных программ для предметов гуманитарного цикла В содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Все более актуальным становится процесс синхронизации гуманитарных предметов. Конгломерат нескольких учебных дисциплин способствует формированию надпредметных, универсальных компетентностей. Такой подход лег в основу созданной программы синхронизированного курса « Времена не выбирают, в них живут и умирают…» Мифы и реальность эпохи 30-х годов» средствами истории, обществознания, литературы и русского языка»
Метаурок: «Информационное общество – путь к несвободе?!» Мотивация-парадокс: Оценивая возможности развития информационного общества, академик Н.Н.Моисеев отмечал, что это будет «тоталитарный порядок, но он будет поддерживаться не штыками и даже без применения современного сверхточного оружия, а средствами массовой информации. Он говорил: «Я не думаю, что подобный порядок в состоянии долго просуществовать на планете. Более того, режим «тотального демократизма» будет естественным шагом к концу истории… концом истории биологического вида «homo sapiens». Проблемное задание: Нам предстоит объяснить представленную академиком Н.Н.Моисеевым взаимосвязь информационного общества и его тоталитарности. Выяснить, почему, по мысли ученого, «тотальный демократизм» связывается с гибелью вида «homo sapiens».
Воспитательный процесс Классный час на тему: «Смысл человеческой жизни в том, чтобы она не прошла бессмысленно».В основе проблемный вопрос: Что же такое жизнь? Дар?Благо?Зло?Пустая трата времени?
Доминирующая роль органа самоуправления – Гражданского клуба Навыки решения социально значимых проблем трудно выработать на обычных уроках. Эти навыки более эффективно осваиваются в ходе социальной практики. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодежных общественных организаций, органов школьного самоуправления.С 2003 года в нашей гимназии действует орган ученического самоуправления – Гражданский клуб.
Авторские разработки для работы Дискуссионного клуба Параллельно с Гражданским клубом действует Дискуссионный клуб старшеклассников. В последние годы произошли серьезные изменения в жизни современного общества, в том числе и в молодежной среде: нормой стало изучение различных гипотез, версий, оценок фатов и событий, анализ проблемных вопросов. Именно на этом и построена работа дискуссионного клуба. Гимназисты свободно высказывают свое мнение, учатся его отставать. Открытый анализ различных позиций дает возможность формировать гражданственность и патриотизм.
Гражданский форум Умение понять позицию другого, поиск компромисса, предвидение последствий принимаемых решений, ведение диалога – это нелегко и требует навыка. Одной их самых эффективных методик решения подобных задач является Гражданский форум. Эта дискуссионная методика подразумевает поиск решений в различных областях общественной жизни. Форум показывает идеальную форму принятия стратегических решений в процессе «ролевого мозгового штурма» с взвешиванием всех «За» и «Против».
Гражданский форум: «Легко ли быть другим…»
Задумаемся… Задание: Перед вами цветовая гамма. С каким цветом у Вас ассоциируются:«Диссиденты»Свой выбор объясните
Цветовая гамма:
Актуальность проблемы… Считаете ли Вы данную проблему актуальной для формирования гражданской позиции ?Почему?
Подходы к решению проблемы: Легко ли быть другим…Подобная позиция заслуживает уваженияПодобная позиция заслуживает осужденияМне эти люди неинтересны
Проектная деятельность Еще Конфуций говорил: «Скажи мне и я забуду, покажи – и я, может быть, запомню, вовлеки меня – и я узнаю». Действительно, чтобы воспитать гражданина и патриота, необходимо вовлекать молодежь в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в мире могут начаться с малых поступков. Российская школа пока еще оторвана от реалий жизни общества. Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию.
Формирование ключевых компетенций
Преимущества модели… Модель гражданско-патриотическое образование существенно отличается от коммунистического воспитания: нет претензий на тотальность (на охват всех сторон жизни человека); не дает готовых ответов, а учит ставить вопросы; оставляет пространство для индивидуального решения и не стремится к единообразию (в одежде, поступках, мыслях, взглядах и т.д.);
Желаю успеха!