Педагогический совет на тему: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы».
Эпиграф Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж.Лабрюйер
Определение понятия «здоровье» «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Статья 51 Закона РФ «Об образовании» «Общеобразовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Послание президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно кивать только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в т.ч. и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам в обществе тоже много вопросов.Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Цель: выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.
Задачи: ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры здоровья и возможностями ее влияния на образовательный процесс;изучить и обобщить опыт работы школы по использованию здоровьесберегающих технологий как на уроках, так и во внеурочное время;выявить и проанализировать показатель социально-психологического здоровья педагогов;провести системный анализ педагогической деятельности по формированию культуры здоровья учащихся и педагогов, определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении;разработать и коллективно обсудить оздоровительную модель ОУ различных направленностей: гуманитарной, естественно-научной, начальной школы;разработать основные правила достижения хорошего здоровья как психологического, так и физического.
План работы: 1. Цели и задачи педсовета.Структура здоровья и его критерии.Культура здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье. Зам. директора по ВР Смирнова С.И.2. Здоровьесберегающая педагогика в учебном процессе. Зам. директора по УВР Шебунова М.А.3. Работа учителей начальных классов по формированию культуры здоровья младших школьников. Учитель нач. кл. Сакова Т.И.4. Формирование культуры здоровья школьников на уроках физической культуры. Рук. РМО учителей физической культуры Мамонтов А.Д.5. Роль внеурочной деятельности на формирование культуры здоровья школьников. Педагог-организатор доп. образ. Милосердова В.П.6.Работа по формированию культуры здоровья педагогов. Председатель профсоюзного комитета Елисеева В.Д.7. Практические упражнения по определению социально-психологического здоровья педагогов. Педагог-психолог Иванина О.С.
Нарушения в состоянии здоровья школьников МОУ «Знаменская СОШ №2» 1 группа здоровья – 45 чел, 2 группа – 198 чел., 3 – 4 группа – 48 чел.
Нарушения в состоянии здоровья школьников Кариан-Строгановского филиала 1 группа – 28 чел, 2 группа – 88 чел, 3 – 4 группа – 39 чел.
Нарушения в состоянии здоровья школьников Воронцовского филиала 1 группа – 12 чел, 2 группа – 10 чел, 3 – 4 группа -0 чел.
Нарушения в состоянии здоровья школьников Княжевского филиала 1 группа – 8 чел, 2 группа – 29 чел., 3 – 4 группа – 7 чел.
Нарушения в состоянии здоровья школьников Сухотинского филиала 1 группа – 5 чел., 2 группа – 28 чел., 3 – 4 группа – 6 чел.
Определение понятия «культура здоровья» Культура здоровья – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Совокупность элементов, определяющих культуру здоровья: Физическое здоровье; психическое, социальное, благоприятный микроклимат в коллективе, здоровье учителя
Критерии физического здоровья: состояние опорно-двигательного аппарата; состояние сердечно-сосудистой системы;состояние нервной системы;состояние пищеварительной и мочеполовой систем.
Охват детей питанием Базовая школа – 210 чел. (73%);К.-Строгановский филиал – 124 чел.(76 %);Воронцовский филиал – 22 чел. (100%);Княжевский филиал – 44 чел.(100%);Сухотинский филиал – 39 чел. (100%)
Критерии психического здоровья: психическое равновесие; адекватное восприятие окружающей среды и осознанное совершение поступков;целеустремленность, работоспособность, активность;полноценность семейной жизни;способность самоуправления поведением в соответствии с нормами;чувство ответственности; уверенность в себе, необидчивость (умение освободиться от затаенных обид);независимость и естественность поведения;чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;способность радоваться.
Критерии социального здоровья: интерес к самому себе; общественный интерес;самоконтроль;ориентация на творческие планы;ответственность за свои эмоциональные нарушения, бескорыстие.
Факторы, влияющие на здоровье: образ жизни — 50%;отношение к человеку – 40%; знания по сохранению здоровья – 20% генетические факторы — 20%; работа органов здравоохранения — 10%; состояние окружающей среды — 20%;
Необходимо научить детей в физическом плане – преодолевать усталость;в интеллектуальном – проявлять хорошие умственные способности, любознательность, воображение;в нравственном – быть честными, ответственными, самокритичными;в социальном – быть коммуникабельными, понимать юмор;в эмоциональном – быть уравновешенным, способным удивляться и восхищаться.
Творческое задание: 1-ой группе ПОСТРОИть оздоровительную модель школы гуманитарной направленности;2-ой группе – естественно-научной направленности;3-ей группе – построить оздоровительную модель начальной школы;4-ОЙ ГРУППЕ - разработать основные правила достижения хорошего здоровья
Проект решения педсовета Организовать в новом 2011-2012 учебном году практические семинары для учителей по формированию культуры здоровья. Школьному психологу организовать работу по оздоровлению педагогов: на основе выработанных правил «Здорового учителя» создать для каждого учителя перечень советов и рекомендаций по психологии здоровья.На заседаниях Методического Совета школы и методических объединений организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий. Организовать в 2011 0 2012 учебном году проведение открытых здоровьесберегающих уроков и внеклассных мероприятий.