Методологические характеристики научного исследования
Содержание рефлексии научной работы ПроблемаТемаАктуальностьОбъект исследованияПредмет исследованияЦельЗадачиГипотеза и защищаемые положенияНовизнаЗначение для наукиЗначение для практики
Проблема (обозначение пробела в научном знании) Необходимо четко представить себе проблему, которую нужно изучитьПолезно задать себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено? Учитывать различие между научной проблемой и практической задачейВыдвижение проблемы и формулирование темы предполагают ответ на вопрос: почему данную проблему в настоящее время изучать?
Тема Как это назвать?В теме исследования должна найти свое отражение проблемаВ формулировке темы должно проявиться движение от достигнутого наукой, от привычного к новомуСамому исследователю должно быть ясно с какими более широкими категориями и проблемами она соотносится и какой новый познавательный и практический материал он предполагает освоить
Актуальность Почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?Учитывать различие между актуальностью научного направления и актуальностью конкретной темыАктуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств
Актуальность темы Научная актуальность темыПрактическая актуальность темы
Объект исследования Весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя
Предмет исследования?Как рассматривается объект, какие присущи ему отношения, какие аспекты и функции выделяет исследователь? (относительно чего получится новое знание)Предмет-это модель объекта, способ или аспект рассмотрения объекта
Цель исследования- это одна из характеристик любой реально протекающей деятельности, взятая в ее динамикеКакой результат предлагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат до его получения
ЗадачиЧто нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Гипотеза- предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явленияЧто не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?Гипотеза должна быть принципиально проверяемойВ гипотезе должны отражаться устойчивые и необходимые связи, присущие изучаемым явлениям
Новизна результатовЧто сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?Различают два способа представления новизны исследования: описание и содержательное изложение
Значение для наукиОпределяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?Определение научной значимости имеет решающее значение для оценки проведенного исследования
Значение для практикиКакие конкретные недостатки практики можно исправить в ходе полученных в ходе исследования результатов?
Литература: Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студ.высш.учебн.заведений/В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.-М.: Издательский центр «Академия»,2006.-400 с.