Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся
Введение Ценнейшее в жизни качество –Вечно юное любопытство, не утолённое годами и возрождающееся каждое утро Р. Роллан
Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность, стремление к науке: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению Н.А. Умов
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных , методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях , формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения , повседневной жизни.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаем решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах , быть открытым для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В решение этих проблем участвуют как семья, так и школа.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть , разглядеть способности ребёнка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и в последствии, в будущей профессиональной деятельности.
Сегодня всё более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники, производства.
Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершая ошибки на своём творческом пути, способен к их исправлению.
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешить возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Говоря о проблеме творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий учёный Л.С. Выготский, когда написал: «Творчество на деле существует не только там, где создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
Глава 1. Творческий ученик. Какой он? Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта Д.И. Писарев
Ученик стал более осведомлённым, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребёнка в семье. Сегодняшняя семья изначально ставит ребёнка в такие условия, в которых он, несомненно, должен проявить себя. Требования семьи вынуждают ребёнка быть инициативным в учебной деятельности, участвовать в самых разнообразных видах учебных и дополнительных знаний, что, постепенно, приводит к привычке проявлять себя творчески.
Главными условиями умственного развития младших школьников : Повышенная впечатлительность и внушаемостьЖелание подражать действиям и высказываниям взрослыхСтремление к повторению того, что вызвало интерес, любопытство, положительные эмоции
Виды деятельности, предлагаемые школьникам, могут быть таким: Интеллектуальные марафоныМалые учебные олимпиадыИнтеллектуальные олимпийские игрыТворческие интеллектуальные конкурсыСемейные интеллектуальные брейн-рингиИнтеллектуальные проекты «Я работаю волшебником»День открытых дверей «Приглашаем в гости»Интеллектуальные клубыКружки и занятия по интересам учащихся и т.д.
Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15) лет тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективно нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.
Пик интеллектуального развития достигается учеником в 12 лет. Однако, это не значит, что 12-ти годами процесс творчества заканчивается, он только начинается. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.
Л.С. Выготский отмечал, что «творчество – норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста».
Старшеклассников отличает то, что они открывают для себя свой внутренний мир и определяют его содержание. содержание внутреннего мира старшеклассника напрямую связанно с тем будущим, к которому он себя готовит. Именно это будущее определяет его пристрастия, интересы, потребности, привязанности. Старшеклассники испытывают потребность в людях, умениям и достижениям которых они хотели бы следовать в свой жизни.
Особенностью мыслительной деятельности учащихся-старшеклассников является то, что у ребят активизируется теоретическое мышление, проявляется стремление к самостоятельному обсуждению теоретических положений и выводов, стремление дойти до истины в том или ином вопросе.
Проблемные уроки, уроки-дискуссии, уроки – интерактивные игры, уроки-дебаты, - вот то поле, которое поможет старшекласснику возрастить в себе уже не столько интерес, сколько потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.
Ответы учащихся-старшеклассников на вопрос: «Что вы вкладываете в понятие «Интересный урок?» Для меня интересный урок – это возможность самостоятельно или группой ребят решать поставленную проблему. Самостоятельная рабата даёт возможность проверить себя, свои способности, умозаключения, выводы. Мне всегда интересно, когда урок даёт возможность планировать своё продвижение вперёд в той или иной теме, когда педагог использует виды работ, которые соответствует моим возможностям и умениям. Марина К., 17 лет
Не зря ведь великим Сократом было сказано, «что человек может постичь только то, до чего додумался сам, а поиск истины возможен только в свободном обмене мнениями».
Глава 2. Роль психологической службы в организации научно-исследовательской работы учащихся
Психологическая служба школы может и должна оказать большую помощь в организации и развитии научно-исследовательской работы в школе.Психологическая служба школы должна показать ученику условия школы для развития его творческого начала.
Исследование:1.В этом учебном году я хочу участвовать в:ОлимпиадахРаботе НОУИнтеллектуальном марафонеУчебной экспедицииРаботе факультативаРаботе клубаКонкурсеРаботе спецкурсаПодготовке проекта.
3. Для достижения результатов мне нужна помощьАдминистрации_____________________________Психолога школы____________________________Классного руководителя______________________Учителя-предметнка_________________________Консультанта вне школы_____________________
Интеллектуальное занятиепримеры интеллектуальных занятий с учащимися-членами НОУСистема занятий направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся. Каждое занятие призвано ставить конкретные задачи, которые помогут учащимся по-новому взглянуть на собственную интеллектуальную деятельность, оценить достижение людей, имеющих огромные успехи в науке, искусстве и т.д.
Занятие Цели занятия:1. Развивать у учащихся лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ.2. Учиться слушать других и себя.3. Развивать творческие способности учащихся.
Ход занятияI. Упражнение на систематизациюНа доске в беспорядке написаны слова. Учащихся необходимо распределить эти слова по группам под общим понятием . Найти это общее понятие.Корова, химия, диван, сентябрь, свекла, ручка, свинья, физика, кровать, июнь, картофель, карандаш, овца, математика, тахта, июль, капуста, тетрадь, лошадь, история, софа, август, морковь, пенал.Время выполнения задания – 2 мин.
II. Минута размышленияНа доске в три столбца написаны слова.Учащимся необходимо за 3 минуты рядом со словами написать его антоним (противоположное по значению слово). Высокий… редко… расширять… Начало… помнить… лучший… Белый… радость… медлить.. Покупать… вредно… мокрый… Верх… прибыль… центр… Старший… мелкий… осуждать… Позже… предлагать… защита… Вражда… повреждение… вместе… Чистый… ссориться… запрещать… Уронить… откровенность… высший… Вдоль… внутренний… опорожнить… Помогать… уволить… сомнение… Храбрость… жестокий… праздный…
III. Составление коллективного рассказа по данной темеНа доске написана тема рассказа. Каждый учащийся называет по одному предложению. Каждое последующее предложение является продолжением рассказа. Задание выполняется быстро, без особых раздумий. Время выполнения – 10 минут.
IV. Составление рассказа по опорным словамДля составления рассказа на доске написаны слова девочка, костюм, цветок, ключ, крокодил, корабль, земля, солнце, радость, удовольствие. Каждому учащемуся предлагается составить свой рассказ, использовав предложенные слова. В каждом предложении должно быть использовано по одному слову. Все рассказы зачитываются и определяются их достоинство и недостатки.Требования к составлению рассказов:ЛогичностьЗавершенностьНаличие сюжетной линииИспользование разнообразных языковых средств для написания рассказа.
Домашнее заданиеСоставить рассказ с предложенными выше словами, используя при этом разные литературные жанры:ЮмористическийДетективныйИсторическийПублицистический