Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период
Проект: «Развитие профессиональной компетентности педагогов на основе индивидуальной траектории как условие повышения качества образования»
Основные идеи проекта Повышение профессионализма педагога должно быть непрерывным процессомДля каждого педагога должны выявляться индивидуальные профессиональные проблемыНа основе выявленных проблем необходимо выбрать индивидуальную программу повышения профессионального уровня педагога
Технологические этапы системы научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов
Этапы организации методической работы учителя по индивидуальной траектории
1 этап: подготовительный Содержание этапа:1. Определение цели повышения квалификации педагогов в соответствии с задачами развития школы.2. Определение задач деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста педагогов.
2 этап: исходно – диагностический Содержание этапа:1. Проведение исходной диагностики уровня профессионализма педагогов по тем показателям, которые будут отслеживаться в дальнейшем. Исследование запросов педагогов.2. Ранжирование коллектива педагогов по группам с различными проблемами в развитии профессиональной компетентности.
График проведения диагностики педагогического коллектива
Индивидуальная карта педагога Результаты диагностики:1. Стиль педагогической деятельности учителя2. Профессионально-педагогические умения, направленные на формирование познавательного интереса3. Уровень владения мотивационной и стимулирующей деятельностью4. Уровень развития педагогической деятельностидеятельность по стимулированию познавательной самостоятельностивладение орг. формами диагностической работы с учащимисявнеурочная организационно-воспитательная работареализация индивидуальных программ обученияумения планировать свою деятельность, прогнозировать результатыпрофессиональная компетентность педагогатворческое отношение к преподаваниюработа над повышением своего профессионального уровня5. Проф. подготовленность к педагогической деятельности (для начинающего учителя)научно-теоретическая подготовкаметодическая подготовкапсихолого-педагогическая подготовкауровень профессиональной подготовленности к педагогической деятельности6. Уровень владения педагогическими компетентностями7. Уровень профессионального мастерства8. Уровень соответствия требованиям профессионально-квалификационных характеристик9. Группа педагога по оценке результатов качественной деятельности учителя10. Мотивированность на качественный трудоценка удовлетворенности работойанализ трудового поведения педагога 11. Оценка качества труда учителя12.Оценка резервных возможностей и качеств обучения13.Уровень методологической культуры учителя14. Уровень творческого потенциала15.Стиль педагогического общения16.Уровень педагогического сотрудничества17.Предрасположенность к конфликтному поведению18.Уровень развития педагогических компетентностейкогнитивная компетентностьпсихологическая компетентностькоммуникативная компетентностьриторическая компетентностьпрофессионально-технологическая компетентностьпрофессионально-информационная компетентностьМониторинговая компетентность
3 этап: проектный Содержание этапа:1. Собеседование с педагогом, заполнение технологической карты индивидуального профессионального развития.2. Определение наиболее актуального для педагога перечня задач по повышению профессиональной компетентности. 3. Анализ технологических карт профессионального развития педагогов, составление годового плана работы ОУ.
Технологическая карта индивидуального профессионального развития педагога 1. Общие сведения о педагоге.2. Методическая тема, над которой работает педагог.3. Результаты исследования профессионализма педагога на момент составления карты.4. Модель научно-методического сопровождения, методическая группа педагога.5. Цель работы по повышения квалификации педагога.6. Задачи по достижению цели.7. Основные формы повышения квалификации.8. Выбор межпредметного объединения педагогов по теме.9. Профессиональные проблемы, над которыми педагог планирует работать в этом учебном году.10. Представление результата работы (форма, срок).11. Результаты в конце учебного года (по самооценке педагога).12. Календарный план работы на учебный год.13. Матрица достижений профессионального роста педагога.
4 этап: организационно - деятельностный Содержание этапа:1. Проведение мероприятий, направленных на мотивацию педагогов, на гармонизацию отношений в педагогическом коллективе и преодоление сопротивления инновациям.2. Организация работы, направленной на ликвидацию выявленных проблем. 3. Проведение системы мероприятий, направленных на рост профессионализма педагогов.
5 этап: промежуточно-диагностический Задачами этого этапа являются:1. Проанализировать промежуточные результаты работы, оценивая эффективность каждого мероприятия, уточняя уровень реальных достижений педагога.2. Сопоставить полученный результат с желаемым и внести коррективы в дальнейшую деятельность.
Матрица достижений профессионального роста
6 этап: итогово-аналитический Задачами этого этапа являются:1. Провести итоговую диагностику уровня профессионализма педагогов по тем критериям, которые были выбраны для педагога в соответствии с индивидуальной программой его развития.2. Проанализировать уровень профессионализма педагога, сравнивая полученные результаты с ожидаемыми, найти возможные несоответствия и спланировать работу на следующий период времени. 3. Проанализировать эффективность мероприятий, проводимых для решения поставленных задач с точки зрения оценки выполнения поставленных задач.
Оценка эффективности реализации этапов управленческой деятельности по организации непрерывного процесса развития профессионализма педагогов и повышения качества образования
Критерии оценки эффективности реализации этапов программы 1. Уровень мотивации трудовой деятельности педагогов и характеристика структуры мотивов трудовой деятельности.2. Динамика изменений условий организации системы методической работы ОУ.3. Уровни сформированности доминирующих компетентностей педагогов.4. Уровень соответствия профессиональной компетентности педагога требованиям профессионально-квалификационных характеристик.5. Уровень профессиональных достижений педагога.6. Динамика изменения успеваемости и качества образования.7. Уровень сформированности общеучебных умений выпускников.
Оценка эффективности реализации этапов программы
Перспективы развития проекта Разработать этапы управленческой деятельности по переходу к системе, основанной на самоанализе, самодиагностике и саморазвитии педагогов. Работа в электронном портфолио педагога.Создать и реализовать в практике работы ОУ систему мониторинга качества образования на основе компетентностного подхода, позволяющую соотносить развитие профессиональной компетентности педагогов с формированием компетентностей учащихся; выбрать соответствующие диагностические материалыПродолжить работу по информатизации образовательной среды ОУ, обеспечить эффективную работу школьной локальной сети, расширить использование формы дистанционного обучения