[Критическое мышление] Методы РКМЧП
Вызов
«Парная мозговая атака» Учащиеся в парах формулируют то, что они знают или думают, что знают. Приём полезен, если в группе есть учащиеся, которым затруднительно высказывать своё мнение.Вскрывает разнообразие мнений и идей.
«Ключевые термины» Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых терминов, понятий и записывает их на доске.Ученикам отводится 5 минут на то, чтобы методом парной мозговой атаки определить, какое отношение имеют или могут иметь эти термины к будущему тексту.После этого прочитывается текст, и ученики проверяют справедливость своих предварительных предположений.
Свободное письменное задание Короткое сочинение на указанную тему Выполняется в течение указанного времениВыполняется произвольно, без остановкиПишется всё, что приходит в голову.По завершению ученики делятся своими мыслями в парах, в группах, со всем классом.
«Плетение сети» Записывается одно слово или фраза, вокруг которого «плетётся сеть», т.е. записывается всё, что с этим ассоциируется.Указываются связи
«З-Х-У» (Знаем/Хотим узнать/Узнали) Поиск учащимися ответов на свои вопросы в тексте.Дополнение имеющейся информацииОпределение домашней работы по поиску ответов на нераскрытые вопросы
«Ролевая игра» Цель: Мотивация и вызов интереса Инсценировка, обыгрывание темы
«Прогнозирование с открытыми вопросами» Чтение текста по частямПостановка вопросов: Что будет дальше?, Почему я так думаю?, Что произошло на самом деле?
«Перепутанные логические цепи» Составить логическую цепочкуВыстроить в хронологическом порядке событияРаспределить цитаты из текста
Осмысление содержания
«Инсерт» Чтение текста с пометками: + - ? и т.д.Составление маркировочной таблицы?! Домашнее задание
«Толстый и тонкий вопрос» ? Толстый – обстоятельный ответ? Тонкий – фактический ответИспользуется для организации взаимоопроса.
«Перепутанные логические цепи» Применяется на всех стадияхСоставить логическую цепочкуВ хронологическом порядке распределить событияВосстановить нарушенный порядок цитат из текста.
«Зигзаг» (взаимообучение)Материал изучается сначала в «экспертных» группах по частям и систематизируется для дальнейшего изучения«Эксперты» объясняют свои части текста в «домашних» группах
«Двухчастный дневник»Дневник состоит из двух частей.В первую часть записываются цитаты, которые заставили задуматься при чтении нового текста, вызвали какие-либо чувстваВо второй части даётся комментарий к авторским цитатам. Какие ассоциации возникли? Подтвердились ли ожидания?
«Продвинутая лекция» Восстановление ранее полученных знаний, обсуждение в парах, группировка понятийАктивное слушание с пометками1-ученик: + знание подтвердилось - знание не подтвердилось2-ученик: фиксирует новую информациюПроблемный вопросСвободное письмо
«Взаимоопрос»Чтение текста в парах по одному абзацуРоли учителя и ученика меняются:Поставить открытые и закрытые вопросы по прочитанному Выбрать 6 основных вопросов, один из них задать классуВопросы формулируются и записываются
«Шесть шляп, чтобы мыслить» Задаётся проблемный вопросШляпа-особенность мышленияВ зависимости от цвета шляпки учащиеся высказываются с той или иной позиции.
«Карусель» Решение проблемных вопросов, заданий в группахКоличество вопросов соответствует количеству групп (Ограниченное время, цветные маркеры)Группы записывают свои мысли, ответы, передают лист по кругу в следующую группу
«Трёхступенчатая интерпретация» Работа в «тройках» при чтении нового материала, составление толстых и тонких вопросовА берёт интервью у Б, В-наблюдатель (меняются трижды)Наблюдатели записывают ответы учащихся и озвучивают их в классе
Рефлексия
«Эссе» Задаётся тема или афоризмАргументированное письмо
«Синквейн»Предложение: Имя существительное2. Два прилагательныхТри глаголаФраза из четырёх слов5. Синоним к существительному или теме
«Совместный поиск»Работа в парах, группах по нахождению ответов на проблемные вопросыФиксация аргументтов
«Перекрёстная дискуссия»Две группы учащихся с противоположным мнением отстаивают собственную точку зренияВысказывания аргументируются
«Метод углов»Аргумент одной группы – контраргумент другойГруппы рассаживаются в противоположные углы аудиторииПри изменении точки зрения учащиеся могут переходить из группы в группу в ходе дискуссииКолеблющиеся ученики наблюдают и в конце дискуссии присоединяются к той или иной группе.
«Последнее слово за мной»Из текста выбирается одна цитата, записывается учащимися и комментируетсяКаждый ученик зачитывает свою цитату Предлагается каждому члену группы прокомментировать услышанноеПервый ученик озвучивает свой комментарий
«Галерея»После «Карусели» вывешиваются работы учащихся Выбираются лучшие ответы, анализируютсяОцениваются работа групп
«Шесть «П» » (почему?)Устанавливается множество связей в рамках одной темыУчит умению выхода из сложной ситуацииОдин вопрос «цепляется» за другой
«Аквариум» (КТД)Группой изготавливается аквариум из подручного материалаВсе в одинаковых условияхВремя ограничиваетсяЭксперт следит за распределением обязанностей и работой в группе
«Коллаж»Отражает психологическое состояние человекаИз различных журналов вырезаются понравившиеся картинки и объединяются общей идеей
Игра «Наблюдатель»Составляется список профессий Необходимо выбрать одну на группуГлазами человека этой профессии описать увиденное в коридоре, из окна, на улицеВсе остальные должны угадать эту профессию