Действие как процесс Исследовательская работа Ершова Наталья Владимировна, учитель высшей категории МОУ СОШ № 79 Екатеринбург
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) выделяет следующие три типа действий и реагирования на них.Действия, которые нормальны, справедливы, положительны, называются дозволенно-должными. Рекомендуемые действия - это то, что делается не по обязанности, а добровольно. Запрещенные или недозволенные действия вызывают у нас вражду, ненависть по отношению к человеку, который их совершил.
Немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920) выделил 4 типа действия, в зависимости от преобладающей мотивации:целерациональное ценностно-рациональное эмоциональное (аффективное)привычное (традиционное) Приведите примеры к каждому типу
Ситуация Настя предложила пойти в поход, взять с собой фотоаппараты. Потом сделать статью в школьную газету с фотографиями и веселыми комментариями. Настя договорилась с редактором школьной газеты. В поход пошел почти весь класс. Фотографий тоже оказалось много, но потом Настя осталась один на один с этой кучей фотографий. Никто из одноклассников Насти не изъявил большого желания делать статью в газету. Маша сказала: «Кто у нас хочет быть журналистом? Ты! Вот и учись. А у меня каждый день английский». Редактор газеты, старшеклассник Митя уже не раз подходил к Насте и спрашивал, когда же она принесет ему статью. В конце концов, Настя пожаловалась папе, тот вздохнул и сказал: «Ну что ж, инициатива наказуема…, ладно неси свои фотографии, посмотрим, что можно сделать».
Как ты объяснишь следующее противоречие? Современные школьники утверждают, что для них очень важно личностное развитие, стремление не отстать от других, быть конкурентноспособными Учителя отмечают, что мотивация школьников к обучению становится все ниже и ниже. Многие из школьников мало читают, не делают домашнее задание, даже учебники дома не открывают.
Мой мотивДеньги, выгода. Ты предполагаешь получение какой-либо выгоды, например, заработаешь деньги, сделав какое-либо дело. Престиж, авторитет, слава. Осознание того, что ты особенный, не такой как все может подтолкнуть тебя или любого другого человека к выдвижению какой-либо инициативы. Ценности. Ты можешь выступить с инициативой, потому что хочешь, и потому что привык с друзьями более интересно проводить время (например, нашел и предложил новую игру). Ты не привык проводить время просто так, мучаясь от скуки – это твоя ценность.
Вывод действие < = > поведениеКакой тип действия?Я молчу на уроке – …