Семейное насилие в отношении младших школьников и возможные последствия Автор: Кассихина Галина Петровна, учитель начальных классов
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Л. Толстой
Насилие – применение физической силы к кому-либо, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение.Насилие в семье – это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.
Индикаторы жестокого обращения в отношении младших школьников: агрессивность или, наоборот, подавленность; безнадзорность; ухудшение успеваемости; ухудшение здоровья; физические признаки (ссадины, кровоподтеки и т.д.); информация из других источников (одноклассники, их родители и т.д.).
Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми Принято жестокое отношение к детям Критическая ситуация или стечение обстоятельств Недостаток элементарных знаний о детском развитии Строгие наказания обычно не считают насилием
Основные виды семейного насилия в отношении младших школьников: физическое насилие; эмоциональное (психическое) насилие; сексуальное насилие; отсутствие заботы о детях;
Группа детей, которая в силу внутренних или внешних обстоятельств имеют повышенный риск подвергнуться насилию со стороны взрослых дети – инвалиды с физическими и умственными недостатками;дети, появившиеся на свет после тяжелой беременности или родов;дети, чей пол не соответствует ожиданиям родителей;нежеланные дети;нелюбимый ребенок в семье;дети, имеющие сходство с нелюбимыми родственниками;дети с расстройствами и нетипичными вариантами поведения – раздражительные, гиперактивные, агрессивные, со слабым контролем поведения и др.;высокоодаренные или талантливые дети
Ближайшие последствия насилия Физические последствия – изменения в физическом здоровье и развитии ребенка.Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и о себе.Эмоциональные последствия – это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии.Поведенческие последствия – устойчивые негативные изменения в поведении ребенка.Социальные последствия – изменения в способностях ребенка строить эффективные социальные отношения.
Отдаленные последствия насилия Стойкие нарушения на физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне
Выраженность отдаленных последствий насилия в развитии ребенка зависит от сочетания ряда факторов: Характеристика насилия над младшим школьником:от кого исходило насилие;является ли ребенок прямым объектом насильственных действий или свидетелем насилия в адрес значимых для него людей;вид(ы) насилия, которым он подвергался;длительность ситуации насилия;частота насильственных действий и эпизодов;степень тяжести насильственных действий;особенности раскрытия факта насилия;Личностные особенности младшего школьника:устойчивость ребенка по отношению к стрессам;уровень самооценки;уровень интеллектуального развития.
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро В. Сухомлинский