О сохранности психического здоровья детей и создания условий для эмоционального благополучия в условиях ДОУ Нестеренко С.Л. педагог – психолог МДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 57»
ЗДОРОВЬЕ10% - от Деятельности системы20% - от Наследственности50% - от Самого человека, от ЗОЖ20% - отОкружающей средыэкологии
Модель здоровьесберегающего пространства ДОУ.Здоровье сберегающее пространство Адаптивные возможности организмаЭмоционально- развивающая средаПедагогический процесс
Компоненты эмоционально - развивающей среды Эмоционально – поддерживающийЭмоционально - настраивающийЭмоционально - стабилизирующийЭмоционально – активизирующийЭмоционально – тренирующий.
Педагогический процесс – специально – организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой образовательной системы взаимодействие детей и педагогов.
Цель педагогического процесса Применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым – содействие становления культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологического просвещения родителей.
Здоровьесберегающее пространство ДОУ Здоровье – база успешного формирования креативности( нестандартное мышление, творческая личность
Составляющие здоровья:( рассматриваются только в единстве)физическоепсихическоедуховноесоциальное
Условия( способы) используемые в ДОУ. Создание безопасного для жизни и здоровья пространства;Контроль за течением адаптации( ранний возраст), обеспечение оптимальной адаптации;Создание правового образовательного процесса . В том числе право ребёнка и педагога на здоровье;Обеспечение санитарно – гигиенических условий и оптимального режима обучения и воспитания;Составление научно – обоснованного расписания основного о дополнительного образования;Валеологическое обоснование занятий основного и дополнительного образования;
Мониторинг состояния здоровья детей в течении года;Анкетирование педагогов и родителей;Выстраивание диалогических( субъект – субъектных) отношений;Использование театральных технологий, арт - терапии, игры в образовательном процессе;Постижение идеи сохранения здоровья через ОБЖ, систему экологического воспитания, муз, воспитания, физического воспитания.
Формы организации здоровье сберегающего пространства.Праздники , психологические часы( эмоциональное здоровье)КВН, викторины, конкурсы( саморазвитие, самовыражение);Театральные постановки( партнёрские отношения, способ самоутверждения, развитие культурной творческой личности);Летне – оздоровительная компания(оздоровление, развитие творческих способностей);Медико – психолого – педагогические консилиумы, консультации педагога – психолога, медиков, педагогов.Диагностики, наблюдение ,анкетирование( медико – психолого педагогические) и др.
Критерии эффективности:Состояние здоровья детей:- Физическое стабилизация, положительная- психическое динамика измеряемых - Социальное показателейПоказатели здоровья:- физического: физическое развитие, физическая выносливость.- Психического (психологическое, эмоциональное и духовное): эмоциональное отношение к жизненным явлениям, тревожность, волевые качества, уровень самооценки, субъектность (самостоятельность, осознание себя как субъекта деятельности), мотивация.- социального: склонности, особенности поведения, направленность личности, личностный статус в группе.
2.Рост личных достижений детей как выражение сформированности культуры здоровья.3.Уровень криативности (нестандартное мышление, уровень интеллекта).4.Безопасное культурное развитие образовательного пространства. Уровень развития коллектива(субъект - субъектные отношения, комфорт).5.Удовлетворенность детей, педагогов, родителей.
Спасибо за внимание