Образовательные технологии для одаренных детей Как выбрать самую эффективную? Зеленина Елена Борисовна, к.п.н., руководитель Дальневосточного регионального специализированного центра по работе с одаренными детьми, доцент кафедры педагогики и психологии ПИППКРО, зам. директора школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей
С чего начать выбор образовательной технологии для работы с одаренными детьми Определение индивидуально-психологических, типологических и возрастных особенностей контингента одаренных детей для ответа на вопросы:С каким типом одаренности мы имеем дело (интеллектуальная, академическая, художественная, социальная, спортивная и т.п.)?В какой форме проявления мы ожидаем увидеть одаренность учащихся, так как в общем случае она может проявляться как одаренность явная (проявленная), как одаренность возрастная (преходящая), как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная)?Каковы возрастные особенности нашего контингента детей, имея в виду психологические особенности обучения и развития детей дошкольного возраста, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов?Какова степень разнородности (однородности) обучающихся по уровням развития и видам способностей, включая готовность к обучению.
С каким типом одаренности мы имеем дело???Как его может определитьне специалист-психолог, а простой учитель?
Необходимо знать типы одаренности, чтобы: во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии;во-вторых, не зная типа одаренности, некоторые виды одаренности можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности.
Что может сделать простой учитель?Прежде всего – знать и уметь обнаруживать в своих учениках признаки различных типов одаренностиВыявлять основные признаки одаренности, наблюдая за деятельностью ребенка, оценивая продукты его деятельности, беседуя с ребенком, родителями, педагогами
Аспекты деятельности детей с признаками одаренностиМотивационный аспект (отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)Инструментальный аспект (способы деятельности)Соотношение «Я ХОЧУ» к «Я МОГУ»
Типы одаренности, которые легко увидеть учителю Интеллектуальный тип одаренности. Ученик точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонен к философскому осмыслению материала. Два основных подтипа интеллектуальной одаренности: нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Внимание: успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей!Все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению, к значимому взрослому и вообще к школе.
Типы одаренности, которые легко увидеть учителюАкадемический тип одаренности. Учащиеся этого типа одаренности великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения.Подтипы - есть учащиеся с широкой способностью к обучению и учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности.
Разница между двумя типами одаренностиВ особой умственной самостоятельности интеллектуалов, в их повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем. А академически одаренные школьники - это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного /а потом и студенческого / труда.
Типы одаренности, которые легко увидеть учителюХудожественный тип одаренности. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности.
Типы одаренности, которые сложны для идентификацииКреативность. Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Ученики практически всегда очень трудны в школьной жизни: повышенная независимость в суждениях, полное пренебрежение условностями /в том числе и в быту/ и авторитетами и пр.
Типы одаренности, которые сложны для идентификацииЛидерская, или социальная одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.Много подтипов: эмоциональные лидеры, лидеры действия и т.п.
Типы одаренности, которые сложны для идентификации Психомоторная или спортивная одаренность Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующей мотивации.
Принципы работы с одаренными детьми Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личностиПринцип возрастания роли внеурочной деятельностиПринцип индивидуализации и дифференциацииПринцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителяПринцип свободы выбора дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
«Куб личности» одаренного ребенка Четыре угла куба образуют в совокупности бесконечно упрощенную схему структуры личности человека:физический компонент интеллектуально-продуктивный компонентэмоционально-волевой компонентсоциально-коммуникативный компонент
Стратегии образования одаренных детей индивидуализация обученияобучение мышлениюформирование социальной компетенции
Основные подходы к разработке содержания учебных программ Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. НО он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Основные подходы к разработке содержания учебных программ Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
Основные подходы к разработке содержания учебных программ Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
Основные подходы к разработке содержания учебных программПроблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.
Формы работы с одаренными детьми в рамках массовой школы Новые возможности индивидуализации обучения и воспитания за счет интеграции с системой дополнительного образования, активного использования дистантного обучения с помощью современных ИТ,организации тьюторской поддержки, включения учеников в проектно-исследовательскую деятельность, использования групповых форм обучения,обучения по индивидуальному плану, использования формы «творческий отпуск», руководитель – ученый, специалист
Рабочая концепция одаренности Москва, 2003 г. Авторский коллектив: Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С.
Заявки на мастер –классы, практикумы, а также консультации по адресу: [email protected] телефон- факс (4232)316-136Телефон (4232) 33 – 20-18