Формирование учебныхумений на урокахистории и обществозниния.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Классификация учебных умений ОбщеучебныеуменияСпециальныеумения
Специальные умения К информационным умениям относят способы деятельности, связанные с поиском, приобретением информации из различных видов источников знаний, её воспроизведением и письменной фиксации.К интеллектуальным умениям относят способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события, явления и процессы на основе данных различных источников; умение выявлять причины, сущность и последствия изучаемых событий, явлений, процессов, сравнивать и оценивать их и т.д.
«Покажи на карте столицу Новгородской республики город Великий Новгород». 1 умение: правильно демонстрировать объект на карте.2 -3 умение: определять стороны света, границы страны.4 умение: читать условные обозначения города.5 умение: правильно определять направление течения реки.
Информационные умения. Умения работать с письменными источниками: бегло читать исторический текст, различать художественный , учебный текст, пользоваться картой, иллюстрациями, самостоятельно выделять главные мысли в тесте, извлекать из него исторические сведения.Умения работать с вещественными и изобразительными источниками: различать вещественные изобразительные первоисточники и их макеты, реконструкции, а также изобразительные первоисточники и художественные произведения исторического жанра, извлекать информацию из этих источников.Умения работать с картой: различать географическую и историческую карту, читать легенду карты, показывать по карте стороны света, реки, населенные пункты, страны, пользоваться картой- схемой сражений.Умения письменной речи: грамотно писать исторические термины, понятия, имена, хронологическую таблицу, схему, создавать простой план текста, вести рабочую тетрадь.
Мыслительные умения Хронологические умения: определять по году век, тысячелетие, располагать события в хронологической последовательности, вести счет лет в истории, читать римские и арабские цифровые обозначения века, тысячелетия.Умения локализации исторического объекта в пространстве: относить по внешним , ранее известным признакам памятники истории и культуры к той или иной цивилизации.Аналитические умения: правильно употреблять основные исторические понятия, относить изучаемый факт к хозяйственной, политической, духовной областям жизни людей, различать мифологических и исторических героев, мифологические и подлинные факты, главные и второстепенные события, устанавливать связи между событиями и его последствиями и воспроизводить в своем ответе, систематизировать событийный материал в логике: причины – ход событий – итоги.Умения оценивать историческое содержание: давать нравственные оценки поступков людей.
Модуль урока - это часть занятия, посвященная решению только одной локальной задачи обучения. Законченная как по своему содержанию, так и по только ему присущим приемам организации учебной деятельности школьников.
Развивающие модули урока.