Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке Методические рекомендацииЗенкова Ольга Петровна,зам. директора по УВР, высшая квалификационная категория,МОУ-СОШ № 2 г. Богданович Свердловской обл.
10 правил работы со «слабоуспевающими» 1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.3. Каждый урок – продолжение предыдущего. Многократное повторение основного материала – один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно). 5. Работу со «слабоуспевающими» не принимайте примитивно. Идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами. 9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и … «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
В процессе контроля за подготовленностью учащихся необходимо: создать атмосферу особой доброжелательности при опросе; снизить темп опроса, разрешить дольше готовиться у доски; предложить учащимся примерный план ответа;разрешить пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;стимулировать оценкой, подбадриванием, похвалой.
При изложении нового материала: поддерживать интерес к усвоению темы;чаще обращаться к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;привлекать их к выводам, обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В ходе самостоятельной работы на уроке: развивать задания на части, этапы;ссылаться на аналогичное задание, выполненное ранее;напоминать приемы и способы выполнения задания;указать на необходимость актуализировать то или иное правило;
инструктировать о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих; контролировать их действия, указывать на ошибки.
При организации самостоятельной работы: выбирать наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличение их числа; подробно объяснять последовательность выполнения задания; предупредить о возможных затруднениях, использовать карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий.