Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся Королев Валерий Григорьевич, канд. пед наук, доцент, зав. Кафедрой управления развитием образовательных систем ПОИПКРО
ВопросыСоциальные функции современной семьиПонятие, сущность, цели воспитания родителейТехнология работы с семьей
Литература:Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991Добрович А. Общение: Наука и искусство. — М., 1996Леей В.Л. Нестандартный ребенок. — СПб., 1993Левина М. М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. — Минск, 1996Харъкин В. Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. — М., 1992Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. — М, 1999Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М„ 2001
Метод, письмо МО РФ от 22.07.2006 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательном учреждении»Митрохин В. Динамика современности и модернизация семейных отношений //Вестник социальной работы. М., 1997.-№ 17. С.26-29 Кочубей А., Умарова Н. Визит в семью или практика работыс семьями: Учебное пособие. - Псков, 2002Завуч... - 2001. - № 7. - с.80. (Методы и формы работы с Родителями)
США - чемпион по разводам Россия - ... по «безотцовщине»14 млн. детей воспитываются в неполных семьях 94% - без отца
Динамика развития современной семьи•Влияние семьи на ребенка сильнее всех другихвоспитательных воздействий•В семье формируются те качества, которые нигде, кроме какв семье, сформированы быть не могут•Из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество•Семья обеспечивает преемственность традиций•Воспитание гражданина, патриота, семьянина,законопослушного члена общества
Задание 1Оцените воспитательное влияние семьи:СнизилосьОсталось неизменнымПовысилосьНевозможно оценить достоверноНе знаю
Причины неудовлетворительного воспитания детей в семье:•Невысокий экономический уровень•Низкая культура общественной жизни•Двойная нагрузка на женщину в семье•Высокий процент разводов•Бытующее мнение, муж помогает жене воспитывать•Обострение конфликтов между поколениями•Увеличение разрыва между семьей и школой
Социальные функции современной семьи
Воспитательные функции родителей Создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношенийее членов
Воспитательные функции родителей Всесторонняя помощь в развитии ребенка, которая означает создание таких условий, когда его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне
Воспитательные функции родителей Современные родители, воспитывая ребенка, все чаще сталкиваются с необходимостью контролировать и корректировать стимулы его развитияЦелью воспитания родителей являетсясоздание для них таких перспектив,в которых они_нуждаются как воспитатели
Стратегии в работе с семьейСемья нуждается в поддержкеСемья нуждается в обученииСемья нуждается в психосоциальной работеСемья нуждается в помощиНе трогать, не вмешиваться
Понятие, сущность, цели воспитания родителей Существует широкое и узкое понимание термина «воспитание родителей»В узком значении — это формальное сообщение родителям знаний, необходимых для воспитания детей В широком же значении это:организация систематического обучения родителей воспитанию детей и навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи
Воспитание родителей — это попытка помочь современной семье в выполнении ею функций воспитанияГоворя о воспитании родителей, необходимо иметь в виду, что речь идет прежде всего о благополучии, здоровье и счастье всей семьи, о дальнейшем развитии взаимоотношений между членами семьи, основанных на их стремлении к общению между собойНовое сознание — это углубление воспитательных функций и знаний о себе, своих детях(или ребенке), о муже(жене) и семье, о сотрудничестве с другими людьми, имеющими отношение к воспитанию детей, — преподавателями, воспитателями, руководителями кружков и т.д., знаний о тех условиях, в которых живет семья и воспитываются дети
Воспитание родителей может быть направлено:на самих родителейна развитие и благополучие детейна семьюна общественную деятельность
Четыре типа отношений родителей к воспитанию:1) воспитание через уход за ребенком (воспитательный процесссведен только к уходу за ребенком)2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей)3) воспитание у детей привычек и навыков (подчеркивается необходимость привития ребенку определенных правил поведения)4) воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания)
С точки зрения социальной политики цельювоспитания родителей является обеспечение благополучиекак родителей, так и детей.Другими словами, целью является изменение качества жизни семьи, создание такого образа жизни, который позволил бы каждой семье стать счастливой
Педагогическая компетенция родителей -является важной частью того семейного благополучия,которое становится целью социальной политики, а воспитание родителей - частью современной социальной политикиПедагогическая компетенция родителей - это способность понять детей и создать возможности удовлетворить их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка уже в тех материальных условиях, в которых семья живет в данный момент
Технологии работы с семьейДиагностические технологии:•Сбор биографических данных каждой семьи, ихкомпьютерная обработка, анализ полученной информации •Тест-опросник родительского отношения (ОРО), предложенный А. Я. Варга, В В. Столиным, выявляет родительское отношение у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними
Диагностические технологии:Методика измерения родительских установок и реакций включает в себя три наиболее известные методики:«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера«Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я.Варгипереходной опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е.Шефера (PARJ)
Воспитательные технологииАдлеровская модель. Ее задачи: помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков; помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личностиОсновные понятия:«равенство», «сотрудничество», «естественные результаты»
Воспитательные технологииУчебно-теоретическая модельИсходной идеей учебно-теоретической модели является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению в обществеОсновная цель воспитания родителей: подготовить родителей к диагностическому расчету. Родители должны научиться оценивать и рассчитывать поведение, в том числе и собственное, но особенно поведение детей, в трех случаях:делает ли человек что-то лишнее;делает ли он чего-то слишком мало;нетрудно ли человеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка состояния)
Воспитательные технологииМодель чувственной коммуникации. В данной моделивнимание концентрируется на коммуникационных отношенияхи навыках общенияЗадача воспитания родителей состоит в усвоениитрех основных умений:1) активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочетсказать родителям2)довести до сознания ребенка собственные слова (умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка)3)использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба участника
Воспитательные технологииМодель, основанная на трансакциональном анализеОсновной идеей данной модели является положение о том,что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменениивзаимоотношений между ребенком и родителямиЗадача воспитания: научить оперировать понятиямитрансакционального анализа при рассмотрении своегоповедения или взаимоотношений в семьеНаучить родителей действовать так, что-бы своимповедением они способствовали развитию здоровой исчастливой личности ребенка
Воспитательные технологииМодель групповых консультаций.Основополагающая идея данной модели заключается в том,что воспитание родителей должно быть сосредоточено напрактических вещах и рассматривать прежде всегопроблемные ситуацииЦель воспитания: укрепить у родителей веру в свои силыи помочь им путем передачи определенных навыков впрактическом воспитании детейПринципы воспитания: внимательно слушать своего ребенкаизбегать и не допускать таких действий и слов, которыемогут оскорбить или вызвать злость; проявлять мысли ичувства без агрессивности
Просветительские технологииТехнологии просветительского направления состоят из:1) информационныелекториидоклады собранияконференции1) личностно-ориентированныепсихолого-педагогические консультациишкола молодого родителя; семейный консилиумпсихолого-педагогический практикумдиспуты и дискуссии деловые игры
Социально-реабилитационные технологииспециально организованную деятельность по освоению процедур защиты от негативных влияний внешнего мира(проигрывание различных вариантов наиболее часто встречающихся в реальной жизни коммуникаций: с преподавателем, родителями, продавцом, врачом, милиционером, прохожим и т. п.)
Социально-реабилитационные технологиимодификацию социального окружения подростка с девиантным поведением (ролевые игры, имитационное моделирование, анализ ситуаций)проведение мероприятий, деловых игр, моделирующих нормативные отношения в группе, сообществе, семьепроигрывание, анализ конфликтных ситуаций в семьеСпособы предупреждения конфликтных ситуаций в семье Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье Показ влияния супружеских отношений на поступки, поведение детей
Социально-реабилитационные технологии•психотерапевтические технологии в работе с детьми и их родителями•организация и проведение семейных праздников, мероприятий с участием детей, нуждающихся в социальной реабилитации
? Откуда группы ... признающиезакон кулака,алкоголизм,наркоманию?Наркомания всех видов - это следствие Нищеты, но не материальной, а духовной
Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьейСоставление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).Организация диагностической работы по изучению семей Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей
Диагностические технологии:•Методика Рене Жиля (проективная методика). Предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и членов семьи, его восприятия внутрисемейных отношений Цель методики — изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими •Графические методы диагностики•Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработан В. В. Сталиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко
Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьейОрганизация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников)Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания
Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьейВнедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростковИспользование различных форм сотрудничества с родителями-отцамиВовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета
Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьейСоздание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.) объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы)