Педагогический совет Проблемы, средства и результаты формирования и развития предметных компетенций школьников
Повестка дня 1.Предметные и ключевые компетенции (Лобанова Т. Н., зам директора по НМР)2.Круглые столы учителей-предметников ШМО «Уровни оценки сформированности предметных и ключевых компетенций обучающихся и выпускников на выходе»3.Подведение итогов (Молокова Анна Викторовна, научный сотрудник НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО, зав. кафедры начального образования НИПКиПРО, д-р пед. наук, доцент)
Компетенция Компетенция –заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетенция Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетентность Компетентность –совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Образовательная компетенция Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Иерархия компетенций В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выделяется трехуровневая иерархию компетенций:
Ключевые компетенции 1) Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; Под ключевыми подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они - надпредметны.
Ключевые компетенции Ценностно-смысловые компетенции;общекультурные компетенции;учебно-познавательные компетенции;информационные компетенции;коммуникативные компетенции;социально-трудовые компетенции;компетенции личностного самосовершенствования.
Общепредметные компетенции 2) Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя:
Общепредметные компетенции Культурой коммуникации при взаимодействии с людьми;умением получать информацию в своей предметной области преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования;умением передавать свою информацию другим.
Предметные компетенции 3) Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Предметные компетенции Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:Научных знаний;
Предметные компетенции способов деятельности (умения действовать по образцу);опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Проект решения ШМО разработать предметные компетенции в контексте совершенствования качества образования;выработать критерии уровней сформированности предметных компетенций выпускников на выходе.