Современные воспитательные технологии Педагогический совет 9 марта 2010 год
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начиналось сначала.В.П. Беспалько
Принципы осуществления воспитательной технологии Учет уровня воспитанности (знание особенностей ученика и уровня воспитанности на данный момент жизни)Принцип меры («не переиграть», мера доли эмоционального и рационального в воспитательном воздействии)Принцип оригинальности и новизны воздействия (профессиональный рост, мастерство педагога, использование новых форм)Принцип компенсаторности (возможность возмещения недостающего у педагога качества или умения)
Виды воспитательных дел Социально-ориентированныеЭтическиеЭстетическиеФизкультурно-спортивныеЭкологическиеТрудовые
Технологическая цепочка любого воспитательного дела включает: - Завершение- Психологический настрой- Содержательная деятельность- Проекция на будущее- Подготовительный этап
Технология организации и проведения воспитательных дел Целеполагание и проектирование (цель, задачи, содержание, методы и приемы, средства)Планирование (вместе с детьми, учитывать возрастные и личностные особенности)Организация и осуществление (диспетчерские функции, решение организационных вопросов, сценарий, развитие событий)Анализ и подведение итогов
Технология коллективного творчества (КТД по И.П. Иванову) Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. С технологией КТД( по И.П. Иванову) все знакомы, поэтому напоминаю 6 этапов:совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, решение о последействии.
Технология педагогической поддержкиО.С. ГазманаСмысл поддержки – поддерживать можно лишь то,помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии.Педагог оказывает поддержку в решении жизненно важных проблем:Укрепление здоровьяФормирование нравственностиРазвитие способностей, являющихся базой для становления способности к самоопределению, самореализации
Технология знакомства и самопрезентации личности Используемые техники:«Личное дело»«Визитка»«Разговор при свечах»«Портфолио» (папка индивидуальных достижений)«Проекты» «Прикосновение к личности ребенка» Использование различных вариантов самопрезентации личности педагога и воспитанников
Технология планирования воспитательной работы классного руководителя и воспитателяИндивидуальное планированиеКоллективное планирование Планирование актива класса, семьиПланирование воспитательного мероприятия
Технология персонифицированного (индивидуализированного) воспитанияТьютерская поддержка и сопровождение личности (лично-деятельностный подход) - Как лучше всего помочь реализоваться каждому ребёнку- Какие создать условия- Как укрепить его самосознание и в целом все процессы САМОИДЕЯ:Искать с каждым ребенком его особый путь в сообщество, его роль в укреплении не коллектива, (где все едины), а сообщества где все разные, но равны.
Технология воспитания личности на основе системного подхода (по В.А. Караковскому)- Авторская модель воспитательной системы школыФормирование субъектных отношений в классе, семьеОпределение методов выявления лидеровПсихологический климат в классе, семьеНеформальные объединенияРефлексивные методики и техникиРазнообразные модели проведения классных часов и воспитательных мероприятий (традиционные, инновационные)
Здовьесберегающие технологииФормы здоровьесберегающей работы:Мониторинг состояния, содержания помещений школыРациональное чередование учебной и не учебной деятельности школьниковРасширение, зонирование, гибкое моделирование воспитательного пространства.Включение в режим воспитательного процесса прогулок и экскурсийГибкие формы режимов и воспитательных плановЦенностно-ориентированная система воспитанияДополнительное образованиеФизкультурно-оздоровительная работаЛечебно-профилактические процедурыЛекции, беседыРазработка и внедрение учебных курсов по здоровому образу жизни
Здоровьесберегающие технологииЗащитно-профилактическиеКомпенсаторно-нейтрализующиеСтимулирующиеИнформационно-обучающиеГде применяются?- Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий - Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью- Система школьного самоуправления- Развитие системы внеурочной занятости детей.
Система и взаимосвязь ЗСТМедико-гигиенические технологииФизкультурно-оздоровительныеЭкологические ЗСТЗдоровьесберегающие образовательные технологииТехнологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Технология диагностики (этапы)Постановка диагностической задачиОтбор информации Проведение диагностической процедурыКачественная и количественная обработка результатовПедагогический анализДоведение до сведения результатов диагностикиВыявление проблем Ранжирование проблем с объяснением причинПринятие управленческих решений
Какие используются воспитательные технологии в нашей школе-интернате?Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность – развивает отношения в коллективеДиагностический анализ – коррекция отклонений в нравственном становлении ребенкаПедагогическая поддержка – раскрывает индивидуальности ребенка, создает оптимальные условия для развития личности воспитанниковИгровая технология (Щуркова НЕ) – помогает в развитии и самоактуализации детейТехнология КТД (Иванов ИП) – формирует навыки общения, становление и сплочение коллективаГуманно-личностная технология – корригирует психофизическое развитие и познавательную деятельность, формирует элементы социального поведенияТехнология моделирования – отрабатывает правила и нормы поведения
Благодарю за внимание!