Современные воспитательные технологии, используемые педагогами в практической профессиональной деятельности Выступление социального педагога Гимназии №3 Кидяевой Юлии Валерьевны на заседании городского методического объединения социальных педагогов. 2 ноября 2011 г.
«Технология» - от греческого techne – искусство, мастерство, умения; «логия» – наука. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями и содержанием, формами и методами организации учебно – воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Воспитательные технологии - это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии
Технологии воспитания классифицируют:
Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой) Цель – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам. Технологическая цепочка воспитательного дела: подготовительный этап, психологический настрой, содержательная деятельность, завершение, проекция на будущее.
Технология здоровьесберегающая. Цель – сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Классификация, предложенная Н.К. Смирновым: Медико – гигиенические технологии (МГТ) Физкультурно – оздоровитель-ные технологии (ФОТ) Экологические здоровьесбере-гающие технологии (ЭЗТ)
Технологии личностно-ориентированного обучения Цель – создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Гуманно – личностные технологии Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания
Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили Целевые ориентации: Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; Развитие и становление познавательных сил ребенка; Идеал воспитания – самовоспитание.
Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления.
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Информационно – коммуникационная технология (ИКТ) – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений.
Технология воспитания на основе системного подхода – ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Технология самосовершенствования личности школьника – основывается на широком использовании самоуправляющих механизмов развития личности
Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова Цель – организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского Цель – нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Педагогические технологии авторских школ. технология «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова; модель трудового воспитания А.А. Католикова; авторская модель «Русская школа» И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина
Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта.
Успешного взаимодействия!