Современные воспитательные технологии саморазвития личности
Человек представляет собой часть природы, и его жизнедеятельность подчиняется ее общим законам. Но также на человека влияет среда, в которой он живёт и действует
… с чего начинается саморазвитие личности. Младенец интенсивно развивается физически, его поведение стремительно меняется и усложняется, у ребенка проявляются индивидуальные черты, обусловленные темпераментом и условиями воспитания. Годам к 14 складывается интеллект и память, другие психические процессы...
человек становится способен мыслить самостоятельно получает развитие волевые качества. В 0 лет рождается тело. В 13-14 лет рождается личность.
...деятельность мозга опирается на принцип свободы выбора и свободы воли в принятии решения…. А.А. Ухтомский
Как же вызвать к действию эти заложенные природой потребности в саморазвитии?
Человек - действительно неразумное существо, по крайней мере, своим разумом он пользуется редко.
Человек в массе своей пользуется своим мозгом для чего угодно, но… только не для разумного выбора собственного пути в жизни. И это нормально ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА
Принцип доминанты. Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определённую направленность и активность в данной сфере. Поэтому очень важно найти ту самую доминанту, которая может обеспечивать стойкую направленность внимания, целенаправленную и системную деятельность.
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития. 2. Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, обретение ею определённого опыта успеха и достижений. 3. Адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды (условия обучения и воспитания и жизнедеятельности).
Технология саморазвития школьника предполагает ряд организационно-методических изменений, направленных на раскрепощение школьника.
Этапы: При этом речь идёт не о "формировании личности" с заданными свойствами, а о создании условий для полноценного проявления потребностей, мотивации саморазвития.
Подсистема "Теория". Освоение теоретических основ самосовершенствования личности 1-4-й классы. Начала этики (саморегуляция поведения); 5-й класс. Познай себя (психология личности). 6-й класс. Сделай себя сам (самовоспитание). 7-й класс. Научи себя учиться (самообразование). 8-й класс. Утверждай себя (самоутверждение). 9-й класс. Найди себя (самоопределение). 10-и класс. Управляй собой (саморегуляция). 11-й класс. Реализуй себя (самоактуализация, самореализация).
2. Подсистема "Практика". - предоставить детям самостоятельность, дать возможность проявить их творческие способности. Ядро самостоятельности – Я-концепция. + Я-концепция (Я-знаю, Я-могу, Я-умею) - необходимое условие и одновременно следствие успешности личности, соответствует высокому уровню самостоятельности.
Основные направления этой работы: художественно-эстетическое физкультурно-оздоровительное и массовый спорт эколого-биологическое детский туризм и краеведение военно-патриотические игры техническое творчество.
Формы деятельности учащихся разнообразны: туристические походы полемические клубы многообразное общение работа исследовательского характера Смотры Конкурсы Конференции целевые программы и т.д.
3. Подсистема «Методика» Саморазвитие школьника в предметном обучении. Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ученика) в технологии саморазвития носит такие принципиальные черты: - ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
Главными пунктиками работы педагога в технологии саморазвития является: - индивидуальный подход для развития индивидуальности каждого ученика; - создание благоприятных условий; - обеспечение социальной защищенности ребенка - демократизм воспитательного процесса: равенство учителя и ученика; - признание прав ребенка: на ошибку свободу выбора вида деятельности добровольное участие, собственное мнение - сотрудничество.
Удачи!!!