Формирование самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму Полнила учитель начальных классов МОУ «Солдатско-Степновская СОШ» Ледяева Е.В.
Целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля.
Повышение эффективности в обучении многие исследователи связывают с развитием рефлексивных умений. Под рефлексией понимают самосознание человека, осмысление им собственных действий и поступков.
К рефлексивным умениям относят: — выполнение анализа деятельности; — критическое осмысление выполненной деятельности; — поиск новой нормы; — организация коммуникаций. Для развития рефлексивных умений необходим достаточный уровень самоконтроля.
Самоконтроль — это соотнесение полученного результата или хода деятельности с заданным эталоном. Выделяют несколько видов самоконтроля: - прогностический; - текущий; - итоговый. Для проверки результата деятельности необходимо знать, какими приемами ее можно выполнить.
Понятие «универсальные учебные действия» (УУД) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Развитие самоконтроля приобретает черты рефлексивности. Важную роль в развитии самоконтроля на ступени начального образования играет учебная деятельность. Результатом начального образования является становление ребенка как субъекта учебной деятельности, способного определить границы своего незнания и найти их решения
Важное условие развития самоконтроля — становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий: — умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; — умение сохранять заданную цель; — умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; — умение контролировать свою деятельность по результату; — умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
В 1-ом классе дети учатся: - сравнивать результат своей деятельности с образцом; - выполнять действия по развернутой инструкции; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; - использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
во 2 классе ученикам предлагается: - сравнивать промежуточный результат с эталоном; - перечислять последовательность действий контроля; - корректировать памятки; - выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; - участвовать в коллективной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе ученики тренируются в: - сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; - составлении проверочных заданий для самоконтроля; - коллективно-распределительном составлении алгоритмов; - самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; - составлении алгоритма под руководством учителя.
В 4 классе школьники упражняются в: - сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; - выполнении действий по общей инструкции; - самопроверке по плану - самостоятельном корректировании плана проверки; - целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.