Оценка нервно-психического развития у детей
Степень созревания центральной нервной системы отражается общим уровнем нервно-психического развития. Следовательно, необходима ранняя диагностика отклонений в развитии и проведении ребенка для проведения соответствующих коррекций.Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на 10 – 18ую недели внутриутробного развития. Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток, которое будет продолжаться до 2 летнего возраста.
Динамику нервно-психического развития контролируют в определенные сроки на первом году – ежемесячнона втором году – один раз в квартална третьем году - один раз в полугодие
Если число нервных клеток мозга взрослого человека взять за 100%
1-й месяц Положение ребенка зависит от преобладания флексорной гипертонии в конечностях. К концу месяца появляется зрительное сосредоточение на предмете и прослеживание движущегося объекта одними глазами без участия головы.Звуковые раздражители не дифференцирует. Формируется: туловищная выпрямительная реакция: «Хоботковый», «Поисковый», «Сосательный»
2-й месяц Снижение флексорного тонуса, повышается тонус в разгибателях. Чаще отводит руки в стороны, поднимает их выше горизонтального уровня. На животе удерживает голову по средней линии Улыбается в ответ на ласковое обращение.сохраняются рефлексы «Хватательный», «Автоматической походки»
3-й месяцНарастает объем движения в конечностях особенно в плечевых суставах. Удерживает вложенную в кисть игрушку. Улыбается, иногда смеется, ярко выражены и долго сохраняются положительные эмоциональные реакции. Исчезае «Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина»
4-й месяц Хорошо держит голову, поворачивает по направлению звука. Тянется к игрушке, хватает, ощупывает предметы руками. Поворачивается на бок. Внимательно следит за движущимися предметами. Исчезает флексорная гипертония, Рефлексы «Моро», «Галанта», «Переса», «Рефлекс ползания Бауэра».
5-й месяц Ребенок хорошо узнает маму, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, уверенно берет предметы и тянет их в рот. Различает интонации, с которыми к нему обращаются. Во время бодрствования подолгу гулит. Малыш хорошо сидит, придерживаясь за опору руками.
6-й месяц Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки периступать. Удерживает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку. Эмоциональные проявления более разнообразны. Первые попытки произносить слоги - "ба","ма" и т.д. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
7-й месяц Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает. Движения становятся более целеустремленными. Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки.
8-й месяц Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов. Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер. Стоит, придерживаемый за одну ручку; делает попытки ходить. По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свидания", "дай ручки" и т.д.). Самостоятельно ест густую пищу ложкой; пьет из чашки.
9-й месяц Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов, Подражает взрослому - повторяет за ним слоги. С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку. Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
10-й месяц Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д. Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -"ав", корову -"му" и т.д.; произносит наиболее легкие слова - "мама","баба"; выполняет простые требования; понимает запрещение. Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила
11-й месяц Употребляет первые слова-обозначения ("ав-ав", "кис-кис", "дай").Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку. Стоит самостоятельно. Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.
12-й месяц Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов. Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.). Указывает части тела, выполняет большое количество требований. Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету). Пьет из чашки, сам держит ее.
Показатели нервно – психического развития детей 2-го года жизни
1 год 3 месяца
1 год 6 месяцев
1 год 9 месяцев
2 года
2 года 6 месяцев
3 года
Последовательность оценки степени нервно-психического развития 1.Выявление умений данного ребенка с учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возрастного периода2. Определение показателей нервно-психического развития для ребенка данного возраста3. Сопоставление уровня нервно –психического развития данного ребенка с показателями развития детей данного возраста.4. Выявление отклонений в нервно-психическом развитии данного ребенка на основании показателей нервно-психического развития детей данного возраста в норме.
Контроль за динамикой нервно-психического развития детей 1 года
0 – 6 возникновение и формирование слуховых и зрительных ориентировочных реакцийположительных эмоцийдвижений конечностейумений в процессе кормленийобщих двигательных навыков
От 6 – 12 - развитие общих движений- понимание речи- действия с предметами- умения и навыки, проявляющиеся в процессе общения детей друг с другом
На 2 развития понимания активной речисенсорное развитиеигры и действия с предметамиопределения ребенком формы и цвет предмета
От 2 до 3 активная речьсенсорное развитиеучастие в играхконструктивная деятельностьдвигательная активность
От 3 до 7 моторное развитие и зрительная координацияразвитие речипознавательная деятельностьсоциально-культурное развитие
Важно знать, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям психомоторного развития. Впервые выявленные отставания, появления определенных навыков на первом году жизни на 1 месяц, второй году на 3 месяца, третий год на 6 месяце не есть причиной для постановки диагноза и консультации врача-невролога.
Импритинг Механизм мгновенного запечатления, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.
Педагог К. Д. Ушинскийсовершенно правильно считал В семье должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку. Ласковость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантизма.А главное – постоянная разумная деятельность
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ