Оптимальная компьютерная учебно-методическая среда в учебно-воспитательном процессе Заседание педсовета МОУ СОШ №1 г. Ессентуки январь 2008 г.
Информатизация школьного образованияреализация Проекта ИСО (Информатизация системы образования)
Из Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы: «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей образования с использованием современных информационных и коммуникационных технологий»; «совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства».
Цель проекта ИСО: содействовать созданию условий для информатизации школы, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентации образовательной системы на вхождение в глобальное информационное общество.
Миссия проекта ИСО: изменение информационной культуры участников образовательного процесса; усиление возможности самообразования учащихся; поддержка инновационной деятельности педагогов; изменение учебной среды; обновление способов педагогической деятельности, использование новых эффективных информационно-коммуникационных технологий; внедрение новой организационно- производственной культуры.
Этапы реализации проекта ИСОПервый этап (2005-2008 гг.): продвижение школ на новую ступень информатизации, активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.Второй этап (2008-2010 гг.):распространение и использование накопленного опыта;развитие производства высококачественных учебных материалов; выход на международный рынок цифровых образовательных ресурсов.
Компоненты проекта ИСО
Информатизация – это процесс, имеющий свои закономерностиРеализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. (Из «Толкового словаря»)Процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребности любого человека в необходимой информации.(Из учебника информатики для 10-11 кл., автор Угринович Н.Д.)
Оптимальная компьютерная учебно-методическая среда школы компонент целостной педагогической системы образовательного учреждения, системный объект, в котором задействованы и структурно связаны все участники учебно-воспитательного процесса главная цель: создание условий для получения доступного качественного образования, соответствующего потребностям учащихся, семьи и общества на основе внедрения ИКТ
Основные функции компьютерной учебно-методической среды:стимулирование творческой активности и самовыражения;облегчение процесса учебного труда и для учителя, и для ученика;учитель получает возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации;расширение возможностей представления результатов своей деятельности.
Работа МОУ СОШ №1 по созданию оптимальной компьютерной учебно-методической среды
Освоение ИКТ учителями школы
Основные проблемы в создании оптимальной компьютерной учебно-методической среды:совершенствование материально-технической базы;недостаточно активная и добросовестная работа классных руководителей с информационными базами данных;эпизодическое применение информационных технологий;недостаточное осознание учителями необходимости приобщения каждого к информационному полю школы;эпизодическое использование школьной медиатеки и медиатеки РММЦ;трудности в использовании информационных ресурсов педагогами школы.
Приоритетные направления деятельности администрации:автоматизация организационно-распорядительной деятельности; ведение компьютерного мониторинга качества обучения и воспитания;организация электронного документооборота;проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс;открытие второго компьютерного класса;работа с программой «1 С. Образование. Хронограф»;создание и поддержание сайта школы;работа по развитию единого информационного пространства в школе.
Приоритетные направления деятельности учителя:осознание необходимости приобщения каждого учителя к информационному полю школы;повышение квалификации учителя в использовании информационных ресурсов в практической деятельности;внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательный процесс;разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатеки школы и РММЦ;проведение уроков на основе собственных или готовых программных продуктов;активное участие в создании банка данных по программе «1 С. Образование. Хронограф»;применение компьютерных технологий для проведения тренировочного тестирования при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, в том числе и к ЕГЭ;активное участие в создании и поддержке школьного сайта.
Приоритетные направления деятельности ученика:осознание необходимости приобщения каждого ученика к информационному полю школы;использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования;использование компьютерных технологий для подготовки к уроку;участие в тренировочном тестировании при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации, в том числе и к ЕГЭ;участие в обучающих дистанционных конкурсах и олимпиадах; активное участие в создании и поддержке школьного сайта;обсуждение актуальных проблем развития школьного сообщества на Интернет-форуме школьного сайта.
Приоритетные направления деятельности родителей: повышение компьютерной грамотности;получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы;Интернет-общение с руководством школы и учителями на форуме сайта;Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса в школе;участие в решении школьных проблем.
Факторы эффективности применения ИКТ в образовательном процессе: возможность индивидуальной самостоятельной работы учащихся с представляемыми материалами;нетрадиционное предъявление материала;наглядность;структурирование материала; расширение границ предъявления информации; возможность создавать разнообразные информационные продукты.
Показатели эффективности применения ИКТ в образовательном процессе«Услышу и забуду, увижу и запомню, сделаю и пойму»
Требования к организации компьютерной учебно-методической среды:определение оптимального количества участников;установление продолжительности работы;организация комфортного информационного пространства;подготовка и отбор дидактического материала;подведение итогов работы (анализ полученных материалов, определение путей их использования в дальнейшей работе, прогнозирование дальнейших занятий);обеспечение согласованности между содержанием и формой занятия;активное использование технических средств, разработка слайд-лекций.
Структура процесса создания оптимальной компьютерной учебно-методической среды Формы деятельности:- совет школы;- общешкольная конференция;- педсовет;- педагогический консилиум;- методический совет;- методические объединения учителей;- предметно-методические лаборатории;- совет командиров;- совет старшеклассников;- общешкольный родительский комитет.
Структура процесса создания оптимальной компьютерной учебно-методической среды
Оптимальная компьютерная учебно-методическая среда в школе(диагностическое тестирование) Я – участник процесса создания ОКУМС. (осознание своего участия в процессе создания ОКУМС)Повышение квалификации педагогов в использовании информационных ресурсов. (пройдено ли обучение на курсах по применению ИКТ) Уровень освоения информационных технологий учителями школы. (как освоены информационные ресурсы, «как я знаю»)Использование ИКТ в практической деятельности. (как применяются ИКТ на практике, «применяю»)Наличие и использование персонального компьютера. (персональный компьютер – дома)
Подведение итогов тестирования
Общие результаты тестирования
Благодарим за сотрудничество