Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога
ПортфолиоВизитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации;Досье, т.е собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста. (Новейший словарь иностранных слов и выражений)
Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Основной смысл- «показать всё, на что ты способен»
Основная цель портфолио-проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос акцента на самооценку.
Портфолио помогает решать важные задачи:Поддерживать высокий уровень мотивации;Поощрять активность и самостоятельность;Расширять возможности обучения и самообучения;Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит Учителю:реально представить результаты своего труда;увидеть свои резервы;иметь стимул к самосовершенствованию;освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации:осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы портфолио:а) папка достижений;б) рефлексивное портфолио;в) проблемно-исследовательское;г) тематическое портфолио;д) портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио:Как инструмент при обслуживании результатов деятельности;Как возможность рефлексии собственной работы;Как документ, в котором отражено развитие учителя.
Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть)
Обязательная часть:Личная карточка (основные сведения об учителе)Копия диплома (других документов об образовании)Копия аттестационного листаКопия документа о повышении квалификацииКопии наградных документовКопия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету
Вариативная часть:+ результативность педагогической деятельности:Справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней)
Справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровняКопии наград учащихсяПеречень публикаций
+ учебно-методическая работа:Используемые рабочие программы и УМКОсновные направления учебно-методической работыМатериалы об использовании педагогических технологийАвторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятийДидактические материалы
+ научно-методическая работа:Тема самообразования и этапы ее реализацииНакопленный материал в соответствии с темой самообразованияСписок используемых источников информацииСведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия)
+ общественно-педагогическая деятельность:Сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.)Копии материалов, подтверждающих участия в их работеКопии наградных материалов
Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио
Ошибка первая: нарушение принципа добровольностипри сборе документов и формировании портфолио
Ошибка вторая: сбор материалов вместо педагога
Ошибка третья: отказ педагогу в помощи при формировании портфолио
Ошибка четвертая: формализация и соревнование при сборе портфолио
Вторая группа ошибок связана с формированием объема портфолио
Ошибка пятая: сбор в портфолио только официальных документов
Ошибка шестая: включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов
Ошибка седьмая:сбор материалов только за ограниченный период
Третья группа ошибок связана с подменой идеи портфолио традиционными схемами
Ошибка восьмая: подмена портфолио зачетной книжкой
Ошибка девятая: подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или педагогического совета
Ошибка десятая:подмена систематической работы над портфолио разовой акцией
Ошибка одиннадцатая: завышенные требования к внешнему оформлению портфолио
Четвертая группа ошибок связана с оценкой материалов портфолио
Ошибка двенадцатая: стремление оценить баллами все материалы портфолио
Ошибка тринадцатая: отсутствие единства оценки материалов портфолио
Ожидаемые результаты:Повышение качества школьного образования.Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители».Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.Повышение профессионального уровня учителей.Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.