Экологический мониторинг микрорайона школы Интегрированный проект Автор: Л.В. Зимина, учитель биологии, ВКК, ГБОУ СОШ №349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района СПб
Интеграция основного и дополнительногообразования
Основополагающий вопрос:Как влияет антрогенный фактор на состояние природного комплекса?
Осуществление проекта «Экологический мониторинг микрорайона школы»переводит классический процесс обучения на качественно новый уровеньсущественно повышает уровень подготовки школьников в области естественнонаучных дисциплинпомогает формировать гуманитарную культуру учащихся формирует исследовательские компетенциипомогает сформировать научное мировоззрениеизменяет роль учителявыводит обучение на современный проектно-исследовательский уровеньинтегрирует знания и уменияпозволяет использовать знания, полученные из различных областей науки, техники, технологии
Экологический проект интегрирует в единую систему естественнонаучные и гуманитарныезнания
Преимущества проекта малозатратность технологичность вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность приближенность глобальных экологических проблем к экологии данной местности, региона, района города и конкретного микрорайона школы
Ресурсное обеспечениеминимальное лабораторное оборудование, которым оснащены кабинеты химии и биологииэкологическая карта России, СПб, районаопределитель растенийкабинет, оборудованный проектором для проведения защиты проектакомпьютерный класс для оформления данных и проведения защиты проекта
Для кого?Ориентирован на учителей биологии, экологии, географии, химии, педагогов дополнительного образования. Учебный проект реализуется в рамках учебного курса биологии, в разделах: экология(7,9,11класс)ботаника (6 класс) природоведение (5 класс)В рамках учебного курса географии на уроках : биосфера Земли (6 класс) природные комплексы (8 класс) географическое краеведение (8-9 класс) геоэкология (7 класс)
Технология внедрения инновационного продуктаМетодическое сопровождение для проведения экологического научного исследования
Цели проектасодействие реализации государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи содействие улучшению экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и озеленение территории пришкольного участкаформирование экологической культуры учащихся
Задачи проекта сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию воспитание экологической культуры и экологического сознания школьниковразвитие умений устанавливать взаимосвязи между элементами природного сообщества и окружающей среды усилить региональную направленность экологического образования привлечение учащихся к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектовформирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории
Этапы реализации
Ожидаемые результатыповышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной средыразвитие организаторских способностей учащихсяповышение экологической культуры учащихся привлечение внимания населения микрорайона к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительстварасширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной средыиспользование пришкольного участка на уроках биологии, географиисоздание мотивации для самостоятельной исследовательской и творческой деятельности
Возможные сложности в реализацииОрганизационные вопросыОтсутствие научно-методического сопровожденияНизкая мотивация учащихсяНедостаточная подготовка учителя к ведению интегрированного проекта
Методика проведения исследованияI этап. ПодготовительныйЗнакомство с глобальными экологическими проблемамина уровне: страны региона области города района микрорайона
II этап. Исследовательский1. Мониторинг зеленых насажденийПо результатам мониторинга:а) составляется таблицаб) исследуется состояние газона, выясняются причины его изменения в результате деятельности человека, выписываются преобладающие виды растений.
ЛихеноиндикацияОпределить обрастание лишайниками стволов и ветвей деревьев и тем самым определить степень загрязненности воздуха.
3) Определение запыленности воздуха 4) Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузкиИспользуются лабораторные методы и математическая обработка данных.По результатам составляется карта запыленности микрорайона и оформляется таблица интенсивности транспортного потока.
5)Определение количества строящихся объектов 6)Оценка бытового загрязненияКоличество строящихся объектов в микрорайоне во многом определяет поток автотранспорта и в дальнейшем плотность населения, влияет на уровень шума(одного из самых неблагоприятных экологических факторов), количество бытовых отходов и т.д.
III этап. Научно-практическая конференцияисследовательские коллективы представляют полученные данные в виде публичного докладаоформление выводов, которые обязательно должны освещать и положительную тенденцию в экологической ситуации предложенного микрорайонапроектирование озеленения микрорайона школы
Результативность