Экологический кризис
Деградация – общее ухудшение природной среды в результате необратимых изменений в структуре ее систем, что выражается в потере ими способности к самовоспроизведению.
Крайняя степень деградации – разрушение среды Войны Аварии Стихийные бедствия
Человек должен измениться или погибнуть Аурелио Печчеи 1968 год – «Римский клуб» Глобальный экологический кризис – это состояние нарушения устойчивости биосферы, в результате которого происходят быстрые изменения характеристик окружающей среды.
предельные способности природы к самоочищению и саморегуляции физическая ограниченность земельной территории в рамках планеты безотходность производства в природе и отходность человеческого производства познание и использование человеком законов развития природы в процессе использования природы и накопления опыта
Экология в цифрах площадь антропогенных пустынь достигает 8% суши города и промышленные зоны занимают 2% суши ежегодно в мире вырубается 7-20 млн га леса тропические леса вырублены на 50% леса умеренного пояса вырублены на 40% более 50% сернистого газа имеет техногенное происхождение почвы и растения городов содержат в 20-30 раз больше свинца, чем за их пределами 30% поверхности океана содержит нефтепродукты
Причины деградации и разрушения природной среды Лауреат Нобелевской премии Д.Медоуз «Новые границы роста» Формула «глобального развития» J = Р × А × Т J – нагрузка на окружающую среду Р – население А – благосостояние Т - технология
Рост населения Земли 1830г. – 1 млрд 1930г. – 2 млрд 1960г. – 3 млрд 1975г. – 4 млрд 1999г. – 6 млрд 2007г. – 7млрд
20% территории России находится в критическом экологическом состоянии 70 млн человек дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами средняя продолжительность жизни в России 69,5 лет, что на 8-10 лет меньше, чем в 44 капиталистических странах каждая четвертая женщина в России не может родить по генетическим обстоятельствам здорового ребенка
Увеличение среднедушевого потребления ресурсов Развитые страны (15 % населения) потребляют: 50% продовольствия 53% энергии 33% удобрений 70% деловой древесины Производят выбросов: 40% общего СО2 50% хлорфторуглеродов 82% особо опасных отходов США (4,8% населения Земли): производят 21% товаров и услуг используют 1/3 энергетических и минеральных ресурсов приходится 1/3 мирового загрязнения
Педагогические следствия необходимость развития, стимулирования у детей чувства тревожности за создавшуюся экологическую ситуацию целесообразность воспитательной работы в области регулирования рождаемости, планирования семьи (но для России: «одна семья – два ребенка») воспитание умеренных, разумных потребностей, чувства бережливости в использовании природных ресурсов
Лучшее в жизни нематериальное «Миллионы транзисторов не заменят куска хлеба голодному, миллиард телевизоров не спасет от жажды, триллион автомашин не даст глотка воздуха задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек – удел лишь жадных глупцов». Н.Ф.Реймерс «Чем большим количеством вещей мы владеем, тем больше попадаем под их власть». Т.Миллер