Формирование и обеспечение функционирования дополнительной (региональной) сети государственного мониторинга окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Докладчик: начальник ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Надежда Викторовна Точёнова Составил:начальник отдела мониторинга-Волковская Ольга Михай-ловна
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра S = 534,8 тыс. км2, из которых 152,3 тыс. км2 (или 28,5%) занято лицензионными участками недр и активно подвергается промышленной эксплуатации. Гидрографическая сеть относится к бассейну Карского моря. Речную сеть территории автономного округа формируют Обь и Иртыш, (протяженность которых 1165 и 244 км соответственно) и 12 их притоков, а также множество мелких речек. Общее число рек в автономном округе около 30 тысяч. Административно – территориальное деление: 16 городов, наиболее крупные – Сургут и Нижневартовск (более 200 тыс. человек), Нефтеюганск (более 100 тыс. человек). Административный центр – г. Ханты – Мансийск с населением более 50 тыс. человек.
Государственная наблюдательная сеть 1 ПНЗ, 26 ГХП, 2 М-2 атмосферные осадки, 12 М-2 снежный покров, 11 пунктов контроля радиоактивного загрязнения
Экономические показатели I место – по добыче нефти;I место – по производству электроэнергии;I место – по поступлению налогов в бюджетную систему;II место – по добыче газа; II место – по объёму инвестиций в основной капитал
Концепция экологической безопасности (утверждена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 г. n 110-рп) развитие хозяйственной деятельности, в основе которой находятся энергоресурсосберегающие и экологически более чистые технологии; ведение деятельности, способствующей сохранению или увеличению биологического разнообразия в экосистемах; экологическое воспитание и образование населения; создание региональной сети мониторинга как оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей, характеризующих состояние и развитие природной среды; обеспечение рационального и безопасного природопользования, предусматривающее рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов и их глубокую переработку, а также неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и меры по их воспроизводству; повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения за счет обеспечения безопасного состояния окружающей среды как неотъемлемого условия жизни, здоровья и благополучия нынешнего и будущих поколений жителей, а также улучшения демографической ситуации в автономном округе; снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию автономного округа, а также на соседние территории; охрана и восстановление естественных экологических систем на территории автономного округа в целях поддержания их жизнеобеспечивающих функций для населения, обеспечение их целостности, способности к саморегуляции и сохранение биологического разнообразия.
Цели деятельности по обеспечению экологической безопасности
Региональная сеть наблюдений за состоянием окружающей природной среды
Региональная сеть наблюдения за состоянием окружающей природной среды
Наполнение баз данных Госфонда Периодичность отбора проб: поверхностная вода 4 раза в год (основные гидрологические фазы) донные отложения 1 раз в год (летне-осенняя межень) почва 1 раз в год (сентябрь) снег 1 раз в год (март-апрель) атмосферный воздух 2 раза в год (июнь, сентябрь) Общее количество измерений качества природных сред, поступивших в единую базу данных за 2005-2008 годы более 592000 В первом квартале 2009 года в единую базу данных поступило 15723 измерений загрязняющих веществ поверхностных вод и снежного покрова
Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды
Функционирование региональной системы экологического мониторинга
Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС»-расширена лаборатория мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в плане отбора и анализа проб снежного покрова на 16 компонентов;- открыта лаборатория почв и донных отложений с анализом проб на 17 и 14 компонентов соответственно.В ноябре 2007 года лаборатории ОМОС аккредитованы с учётом расширенной области деятельности.
Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Дополнительный объём выполненных работ за период 1-3 кварталы 2008 года возрос на 113% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: вода – 347 проб 6540 определений,донные отложения – 101 проба 1345 определений,воздух – 651 проба 651 определение,снег – 27 проб 350 определений,почвы – 29 проб 493 определения.
Политика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югрыв области ведения экологического мониторинга Направлена на взаимодействие различных структур всех уровней власти Большая заслуга принадлежит куратору нашей службы – заместителю председателя Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по вопросам недропользования и ТЭК Владимиру Ивановичу Карасёва
Участие в крупных проектах сотрудников ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» - освоение Приполярного Урала, строительство газопровода «Алтай»; - ЕС ТАСИС «Система мониторинга и оповещения для радиационного контроля в бассейне рек Обь и Иртыш; - в проведении международной экологической акции «Спасти и сохранить»; - в проведении съездов экологов нефтяных регионов РФ. - в подготовке проекта комплексной целевой программы Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре в 2011 – 2015 гг.»
Угроза закрытия региональной сети – пунктов наблюдений за загрязнением атмосферы (ПНЗ) С наступлением мирового финансового кризиса существует реальная угроза закрытия региональных ПНЗ. * прекращено окружное финансирование функционирования ПНЗ; * федеральное финансирование невозможно по причине значительного сокращения объемов бюджетных ассигнований, выделенных Росгидромету на 2010 и последующие годы. В настоящее время ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» не имеет средств на содержание ПНЗ.
Спрос на информацию о состоянии загрязнения атмосферы фоновые характеристики для томов ПДВ в связи с разработкой программы социально – гигиенического мониторинга прогнозирование НМУ
Информационная обеспеченность о загрязнении атмосферного воздуха На сегодняшний день обеспеченность составляет 39%; в случае закрытия 5 ПНЗ составит 11%. Согласно ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых пунктов» и РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» посты контроля загрязнения атмосферы необходимо расположить дополнительно ещё как минимум в 11 городах
Информационная обеспеченность о загрязнении атмосферного воздуха
Опыт построения системы мониторинга окружающей среды в Канаде В рамках семинара «Изучение Канадского опыта недропользования использования и охраны водных объектов» программы Канадско-Российского сотрудничества по развитию Севера (НОРДЕП), проводимый Департаментом по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты – Мансийского автономного округа – Югры совместно с Правительством провинции Канады Ньюфаундленд и Лабрадор Финансирование природоохранных мероприятий
Сравнительная характеристика сетей экологического мониторинга Ханты – Мансийский автономный округ – Югра S=534,8 тыс. км2 Государственная сеть: 49гидрологическихпостов, в том числе 26 гидрохимических. Провинция Канады Ньюфаундленд и Лабрадор S около 500,0 тыс. км2 Около 300 гидрохимических постов, из них 150 автоматических постов. Содержание 1 автоматического поста составляет 30 тыс. $ в год.
Предложение для дальнейшей работы по основным направлениям развития системы государственного мониторинга Расширение сети государственного экологического мониторинга стратегически значимых регионов РФ в соответствии с планами экономического развития этих регионов и её содержание. Расширение сети государственного экологического мониторинга, в том числе за счёт дополнительных (региональных) постов наблюдений. Спасибо за внимание!