Экологическое право Законодательно-нормативная база России в сфере управления природопользованием
Источники природно-ресурсного права РФ
Подсистемы экологического законодательства
Структура законодательства
Основные принципы экологического права. это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закреплённые в нём закономерности общественной жизни. Они делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. заключаются в следующем: природные ресурсы - основа жизни и деятельности народа; рациональное использование природных ресурсов, учёт природных ресурсов; контроль за использованием природных ресурсов; приоритетность экологических принципов во взаимоотношениях «общество - природа»; экономическое стимулирование рационального природопользования; экологическое воспитание населения; международное экологическое сотрудничество.
Конституционные основы экологического законодательства. Основу экологического законодательства составляют следующие положения Конституции Российской Федерации: о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); об использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);
Конституционные основы экологического законодательства. о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41); об отнесении к ведению Российской Федерации установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71); об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72); о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114).
Права и обязанности граждан в сфере природопользования Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и другие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; получать своевременную полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды в местах своего проживания; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относится к природе и природным богатствам; Осуществлять природопользование в пределах, разрешенных законом.
Виды экологических правонарушений
Ответственность за экологические правонарушения К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности правонарушителей, относится: Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 октября 1995 г.; Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях от 14 марта 1995 г.; Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.; Закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. и т.д.
Закон «Об охране окружающей среды» Принят 20 декабря 2001 года, является комплексным головным законодательным актом прямого действия и решает три основных задачи: Сохранение природной среды; Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; Улучшение качества окружающей среды
Структура закона «Об охране окружающей среды» состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи, в которых представлены: общие положения; основы управления в области охраны окружающей среды; права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; нормирование в области охраны окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных ситуаций; природные объекты, находящиеся под особой охраной; государственный мониторинг окружающей среды; контроль в области охраны окружающей среды. Экологический мониторинг; научные исследования в области охраны окружающей среды; основы формирования экологической культуры; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; заключительные положения.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В РАЗРАБОТКЕ И/ИЛИ В УТВЕРЖДЕНИИ ФЗ «Об экологическом страховании» «Об экологической безопасности» «О разграничении прав собственности на природные ресурсы («О федеральных природных ресурсах»)» «Об экологических фондах» «О статусе зон экологического неблагополучия» «О государственных кадастрах природных ресурсов» «Об охране водных биологических ресурсов» «Об обращении с радиоактивными отходами» «О растительном мире» «Об охоте и рыболовстве» «Об энергоинформационном благополучии населения» «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами» «О государственном регулировании использования охраны зеленого фонда городских поселений» «О питьевой воде» «О государственном регулировании в области экологического образования»
Лимитирование и лицензирование природопользования Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду и размещения отходов. Лицензирование природопользования - важнейшая часть управления природопользованием. В лицензиях на природопользование фиксируются виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Лицензирование деятельности в области природы окружающей среды осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» (№ 1418 от 24.12.94)
Органы лицензирования
Срок действия разрешений и лицензий
Последовательность этапов получения разрешений на комплексное природопользование Письменное заявление на имя территориального органа Минприроды с предоставлением лицензии на право эксплуатации отдельных природных ресурсов, выбросов ЗВ, и утилизацию отходов, а также экологический паспорт предприятия. Рассмотрение заявления: а) выдача; б) отказ; в) экологическое обследование с предоставлением предприятию «Требований к проверке и согласию с условиями эксплуатации природных ресурсов». Согласование с территориальным органом Минприроды условия лицензирования. Заключение соглашения между предприятием и региональным органом о комплексном природопользовании с согласованием прав и условий такого природопользования.
Экологический паспорт Введен указом Госкомприроды в 1990 г. и обязателен для всех промышленных предприятий. Содержание: Общая информация о предприятии Природные, климатические и экологические условия в регионе Природные, энергетические и материальные ресурсы, используемые предприятием Техническое описание производственных процессов (технология, оборудование, этапы) Характеристика выбрасываемых ЗВ Меры по снижению и уничтожению отрицательного воздействия от деятельности предприятия Оценка экологических показателей предприятия в сравнении с наилучшими аналогичными показателями в России и за рубежом
Список литературы. Конституция Российской Федерации, 21 апреля 1992 г., М.,1993 Закон «Об охране окружающей среды». Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ //Российская газета, 2002 г., 12 января. Боголюбов С.А. Экологическое право./Учебник для вузов - М.: Изд-во НОРМА, 2001, с. 448. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М.: Профобразование, 2002, с. 563. Николаев А. В. Основы экологического права и проблемы экологии.- Санкт-Петербург, 2001, с. 72. Экологическое право России.: Сб. нормативных правовых актов и документов / Под ред. Голиченкова М., 1997, с. 170. Винокуров Ю. Е. Практикум по экологическому праву Российской Федерации.М., МНЭПУ, 2000г., с. 72. Лопашенко Н. А. Экологические преступления. СПБ: Юрид. Центр Пресс, 2002г., с. 345. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильяк, М.: МНЭПУ, 2001г., с. 201. Экология, охрана природы, экологическая безопасность.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000г. Закон РФ «О недрах», 19 февраля 1992 г., Ведомости, 1992, №16, с.834 Положение о порядке лицензирования пользования недрами, 15 июня 1992 г., http://www.mnr.gov.ru