Формирование функции голосообразования у младших школьников в условиях школы второго вида Важенина Анна Александровна, учитель-дефектологМенщикова Ирина Витальевна, учитель-дефектологГКСКОУ школа-интернат №25, г.Курган
Цель: изучить особенности формирования голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте, и разработать комплекс упражнений по развитию данного процесса.Задачи: Выявить особенности голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрастеИзучить литературу по проблемеРазработать комплекс упражнений по формированию функции голосообразования у данной категории детейСистематизировать методический материал по формированию голосообразования у детей с нарушением слуха в младшем школьном возрасте
Объект: процесс голосообразования у детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрастеПредмет: комплекс мер по формированию голоса у детей с нарушениями слуха в младшем школьном возрасте
Работа над голосом является важным разделом работы над устной речью с глухими и слабослышащими детьми Алмазова Е.С. Максимова И.А. Вильсон Д. Пфафенродт А.Н. Дмитриева Л.Б. Правдина О.В. Ермакова И.И. Рау Ф.Ф. Жинкина Н.И. Телеляева Л.М. Лаврова Е.В. Хватцев М.Е.
Развитие речевого дыхания«Бантики» «Песня ветра» «Ветерок»
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!(низко наклониться, обхватив руками грудь –свернувшийся в клубок ежик) Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!(укрепление связок гортани) Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!(медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком
«Игры для тигры»
Вызывание голосаБаюканье: а-аПоезд: у-уПчела: з-зСамолет: в-в
Работа над тембром голосаУпражнения со звуком «М»Длительное произнесение слоговСчет от 1 до 5Подражание тембру голоса героя.
Работа над силой голоса Послушай, как говорит учитель. Повтори тихо громко А___а по ПО то ТО, 1 2 3 4 5 по ТО по ТО по ТО
Послушай, как говорит учитель. Повтори громко и тихо.топай-ТОП,топай-ТОПхлопай, хлопай: ХЛОП-ХЛОП-ХЛОПВ лесу кричу: «Ау! Ау!» громкоА мне в ответ:«Ау! Ау!» тихоГоре кричу:«Ау! Ау!» громкоГора в ответ:«Ау! Ау!» тихо Пальчик о пальчик Тихо бьем. тихо А потом в ладоши Громко бьем. громко Хлопаем в ладоши: Бом-бом-бом. громко
Как ты будешь говорить?Далеко друг от друга Близко Очень близко
Работа над высотой голосаПослушай, как говорит учитель.Скажи вместе с учителем средним и низким голосом. А, О, У ПИ ТИ А, О, У ПИ ТИ
Послушай, как говорит учитель.Скажи вместе с ним. Изменяй голосот низкого к высокому,от высокого к низкому.
Произнесение звукоподражаний высоким, средним и низким голосом
Повторитак же.Дождик пёсенку поёт:— Кап — кап — кап . Только кто её поймёт? — Кап — кап — кап .
Маленькие ножки.Бежали по дорожке:Топ! Топ! Топ!(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).Большие ноги -Шли по дороге:Топ! Топ! Топ!(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
Диагностика сформированности функции голосообразования у младших школьников в условиях школы второго видаИсследование тембраПрочитать знакомый текстИсследование силы голосаНаблюдение за ребенком в процессе свободной игрыПроизнесение гласных тихо и громкоУпражнения на изменение силы голосаИсследование высоты голосаДлительное произнесение гласных звуков (а,о, у, э,и, ы)Счет от 1 до 10Использование схематического изображения повышения и понижения голоса«Далеко-близко» «Тихо-громко»
Голосовая картаФамилия, имя ребенкаВозраст Диагноз Оценка состояние голосаОписаниеСпособность модулировать голос: Речевое дыхание:
Основными положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми Необходимость ранней работы по развитию и коррекции голосаЕдинство работы над голосом, дыханием и артикуляциейМаксимальное использование остаточного слуха детейУчет индивидуальных особенностей ребенка