Формы организациипознавательной деятельности учащихся. Выступление Власюк В.А МОУ СОШ с.КиселёвкаХабаровского края
Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД)Как можно больше спрашивать, спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя. Я.А.Коменский
Цель семинара:Обобщить, систематизировать знания педагогов о ФОПД.Побудить к обдуманному, целесообразному и активному включению в учебную деятельность педагога и учащихся разнообразные формы ФОПД.
Информация к размышлению…
В чём состоит роль форм организации познавательной деятельности в процессе обучения? Шесть позиций ФОПДбез организации определённой структуры отношений между участниками процесса обучения, без планирования этих отношений затруднена полноценная реализация целей учебного занятия во всех её аспектах;
Шесть позиций ФОПД2. ФОПД во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материальную основу процесса обучения;через ФОПД решается задача активизации познавательной деятельности учащихся на любом уровне усвоения;
Шесть позиций ФОПД4.разное сочетание в использовании ФОПД дает возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности ученика, повысить роль коллективных форм, а в конечном итоге развивать каждого ученика в соответствии с его способностями;
Шесть позиций ФОПД5. ФОПД оказывают влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса;6. именно через ФОПД учащиеся овладевают определённым социальным опытом, навыками работы в коллективе.
Формы организации познавательной деятельности:Индивидуально-обособленная.Фронтальная.Групповая.Коллективная.
Индивидуально-обособленная формаУсловие: содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьником..Ценность: хорошо учитывает особенности каждого ученика сообразно его подготовке.Познавательная задача выступает перед классом как общая и решается индивидуально каждым учеником самостоятельно.Успешность при правильном подборе дифференцированных заданий и систематическом контроле учителя за их выполнением.
Индивидуально-обособленная форма.Учит индивидуальному труду (большие возможности для самост. работы), способствует воспитанию самостоятельности учащихсяСпособствует более сознательному и прочному усвоению ЗУН.Ограничения:1.Требует длительного времени и усилий учителя.2.Не способствует развитию коллективизма в обучении.
Фронтальная форма ПД предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса.УрокиСеминары ЭкскурсииКонференции…Учитель - для всех (объясняет и руководит).Прямое идейно-эмоциональное воздействие на коллектив.Каждый ученик «потребляет» информацию, стремится её усвоить.Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.
Фронтальная форма ПДУсловия эффективности:1.Заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие триединой цели урока.2.Активное интересное объяснение учителя.3.Продумана общая оценка результатов.4.Умение учителя держать в поле зрения всех уч-ся класса, обеспечивать активную работу каждого из них.Недостатки.Резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности уч-ся в процессе их обучения ибо учитель обучает всех.
Групповая форма ПД: единая познавательная задача ставится перед группой учеников.Составляющие:1.Предварительная подготовка учащихся.2.Обсуждение и составление плана выполнения уч.задания, определение способов его решения, распредел. обязанностей.3.Работа по выполнению задания.4.Наблюдения учителя, корректировка работы группы.5.Взаимная проверка и контроль за выполнением задания.6. Сообщение уч-ся о полученных результатах, дискуссия, дополнения и исправления.7.Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.Плюсы:Ученик ставится в положение учителя.Такая форма ПД порождает ответственность, внимательность,формирует интерес к работе товарища.
Коллективная форма ПД: «..все обучают каждого, и каждый обучает всех» В.К.ДьяченкоПризнаки:1.Наличие общей цели.2.Разделение труда, функций, обязанностей между участниками.3.Работа на сотрудничестве и взаимопомощи.4.Участники учитывают и контролируют выполнение работы.5.Равенство объективных условий для каждого.6.Деятельность каждого общественно полезная.7.Всей работой руководит педагог, а соцактивность уч-ся проявляется в учебных занятиях«Обучать – это значит всё усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать». Я.А.Коменский
Коллективная форма ПД: «..все обучают каждого, и каждый обучает всех» В.К.ДьяченкоКоллективная форма ПД- это «…общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава». М .Скаткин
Коллективная форма ПД: «..все обучают каждого, и каждый обучает всех» В.К.ДьяченкоПлюсы:Каждый оказывается в равных условиях.Каждый старается быть компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности.Деятельность каждого общественно полезная, и каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своих товарищей по учебной работе.
Подведём итоги…Главный источник воспитательной роли ФОПД заключается в характере самопроявления личности при той или иной форме.Лидерство или соучастие в работе коллективаСоревнование в темпах выполнения работыЧувство ответственности за качество своего трудаУвлечённость самостоятельным выполнением учебной работыГорячая заинтересованность…