Дзенс И.О., учитель, к.ф.н. Формирование ключевых компетентностейна уроках русского языка Из опыта работы МОшколы № 238
Компетентность - Ключевое понятие современной педагогики (Базовое для ФГОСов!)Главная цель образования и воспитания, реализующего личностно-ориентированный подход к обучению
Компетенция –интегративное понятие
КомпетентностьГотовность ученика к применению имеющихся знаний, умений, навыков в практике живой речиУсловие эффективной коммуникации ученика – достижения им успеха в речевом общении
Компетентность - «знания в действии»,способность свободно общаться на родном языке в различных речевых ситуациях, выражая свои мысли и чувства в соответствии с авторским замыслом
Шесть видов компетентностейЯзыковаяЛингвистическаяЛингвокультурная (этнокультурная, культуроведческая)ЭстетическаяКоммуникативнаяФилологическая
Взаимосвязь компетентностей Каждая из названных выше компетентностей выступает «базой» для формирования следующейВысшая цель практико-ориентированного обучения родному языку – формирование у школьников коммуникативной компетентности
Языковая компетентность Способность применять знания о языковых единицах и явлениях в практике устной и письменной речи на основе представлений о единицах языка, их структуре, функциях и правилах употребления
ЛингвистическаякомпетеностьЗнания о языке как многоуровневой системе (фонетика, лексика, морфология, синтаксис, стилистика)Понимание лингвистических терминов как средства познания системы родного языка, её описания
Лингвистическая компетентность
Культуроведческая (этно- или лингвокультурная)компетентностьСпособность осознавать этнокультурную окрашенность языковых единиц, отражение в их системе картины мира, того или иного народа или отдельного автора как носителя национального менталитета.Способность уместно использовать национально маркированные единицы в речи.
ЭстетическаякомпетентностьСпособность осознавать языковые единицы в их эстетической функции – то есть видеть и оценивать возможности слова как средства создания точного яркого образа мира, его предметов и явлений на основе знаний о «языковой природе эстетического эффекта» (С.И. Львова)
КоммуникативнаякомпетентностьГотовность к адекватному коммуникативной ситуации выражению индивидуального замысла в грамотной, точной и образной речи, то есть способность полно и точно «в слове высказать себя»
Коммуникативная компетенция -Способность отбирать и использовать языковые средства для реализации коммуникативного замысла в соответствии с целями, сферой, ситуацией общения, то есть способность свободно и осознанно пользоваться языком как инструментом общения
ФилологическаякомпетентностьСпособность осознавать тесную взаимосвязь языка и художественной словесности (фольклора и литературы), языка и гуманитарной культуры, видеть язык как инструмент искусства слова
Филологическая компетентность - Способность видеть в тексте отражение человеческого мира, его истории, культуры, нравственных идеалов, системы ценностей, посколькуФилология – это «весь человеческий мир, организованный через текст» (С. С. Аверинцев)
«Суха теория, мой друг,а древо жизни пышно зеленеет…»