Доклад «Причины неуспеваемости школьников:анализ отечественного опыта».
Неуспеваемость - «Более низкий по сравнению с учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования».Российская педагогическая энциклопедия (1999)
В.С.Цетлин - называет «отставанием» Которое «соотносится с неуспеваемостью как часть с целым, и как момент процесса с результатом. Отставание как момент, если его не устранить, может превратиться в процесс (процесс отставания) и приведёт в конечном итоге к неуспеваемости.»
Изучение проблемы неуспеваемости в советской педагогике 1. 1920 – е годы – период постановки проблемы неуспеваемости в педагогике, анализ эмпирических данных.2. 1930 – е – начало1950 – х годов. Начало теоретического изучения проблемы неуспеваемости.3. Середина 1950 – х середина 1980 – х годов. Комплексное исследование проблемы неуспеваемости: - с позиции дидактики - методик обучения - теории воспитания - педагогической психологии - дефектологии.
П. О. Эфрусси – черты характерные для неуспевающих: Неустойчивость внимания и лёгкая отвлекаемость;Пониженное общее внимание;Более медленный темп работы;Пониженная активность по отношению к прямым требованиям школы;Неуверенность в своих силах;Ограниченный лексикон и слабость логического мышления;Слабость инициативы;Сравнительная бедность воображения.
Типология неуспевающих школьников: Физически слабый ребёнок на почве врождённой физической недостаточности, перенесённых болезней;Неуспевающий по причинам соматическим и физиологическим;Тип слабо одарённого ребенка, уровень общего развития, которого хотя бы и незначительно, но всё же отстаёт от нормы;Тип ребёнка живущего в тяжелых материальных условиях;Дети, живущие в резко отрицательно семейных и культурных условиях;Тип так называемого нервного ребёнка со всякого рода задержками и аномалиями в общем развитии, с общей недисциплинированностью, трудновоспитуемостью т.д.;Дети дисгармонично одаренные, то есть с развитием некоторых сторон личности за счёт других.
Типология П.П Блонского Неуспевающие первого типа – 50% всех неуспевающих – это дети с тяжёлой судьбой, физически слабые и умственно неразвитые, плохо приспосабливаются к условиям школьной жизни. Нередко такие школьники отличаются повышенным интересом к искусству и спорту, но быстро утомляются.Неуспевающие второго типа – «физически слабые, но умственно развитые» ( около 25% неуспевающих) – являются физически слабыми, пропускают много уроков, быстро устают. Умственно подобные дети достаточно развиты.Неуспевающие третьего типа – физически нормальные, но умственно не развитые, плохо адаптирующиеся к требованиям школы (примерно 10%) Неуспевающие четвёртого типа – (примерно 15%) дети, оторвавшиеся от школы из-за домашних условий, сильных внешкольных интересов и других причин.
А.М. Гельмонт – выделил три категории неуспеваемости и обозначил характерные для каждой из них причины: Общее и глубокое отставание в учении : школьник не успевает по всем или по многим предметам хронически, из четверти в четверть, и зачастую на протяжении нескольких лет. Причины такого отставания связаны с плохой подготовленностью и значительными пробелами в знаниях, неблагоприятными бытовыми условиями, нерадивостью самих учеников, их ленью, нежеланием учиться, недостаточным общем уровнем развития.Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость только по наиболее трудоёмким и сложным предметам. Причины: недостатки при преподавании этих предметов, недоработки по данным предметам в предшествующих классах (рыхлость знаний, зыбкость умений); недостаточный интерес и сознательность в отношении этих предметов.Эпизодическая неуспеваемость. Причинами подобной неуспеваемости являются недочёты преподавания, а также недостатки, зависящие от самих учащихся, проявляющихся в невнимании, невыполнении домашних заданий и т.д.
Л.С. Славина – типология неуспевающих (она их разделила на 5 групп): школьников, у которых основная причина неуспеваемости связанна с неправильно сформировавшимся отношением к учению;учащихся, испытывающих трудности в усвоение нового материала;школьников, отставание которых связано с неправильно сформировавшимися навыками учебной работы;учащихся, не умеющих трудиться;учащихся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Академик Ю.К. Бабанский – выявил следующие причины неуспеваемости: Слабое владение навыками учебного труда;Большие пробелы в знаниях;Сильная утомляемость;Отрицательное отношение к учебной деятельности;Недисциплинированность;Низкий уровень волевой воспитанности;Отрицательное влияние семьи.
В монографии Ю.К. Бабанского «Оптимизация процесса обучения» (1972) приведена общедидактическая классификация стадий неуспеваемости. Первая стадия – кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе ряда уроков.Вторая стадия – кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти.Третья стадия – устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий.Четвёртая стадия - устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе.