Виды групповой работы и организация контроля учебной деятельности учащихся на уроке Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» Елизарова Ирина ВасильевнаГ. Старая Русса Новгородской области
«Оценка и отчётность – цели весьма достойные. Задача состоит в том, чтобы создать систему, которая бы по справедливости и с пользой оценивала то, что нас интересует и важно для нас, не нарушая при этом процесс обучения. Теодор Сайзер
Таблица наблюденийфамилия, имя Михайлов Максим .
Вместо Хорошая работаПлохоСлавноГоворите Ты усердно трудился над задачей и решил её двумя способами, оба из них правильные.Я заметила, что ты очень торопился. Ты написал знакомые слова с ошибками и не поставил знаки препинания. Тебе придётся исправить ошибки.Идея интересная. Ты много узнал о паучках. А что ты ещё хочешь о них узнать?
Пирамида обучаемости. 5%10%20%30%50%75%90%
Цели организации совместной работы детей на уроке Дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержкуДать каждому ребёнку возможность утвердиться в себеДать каждому ребёнку опыт выполнения тех учительских функций, которые составляют основу умений учитьсяДать учителю:дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучениявозможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание.
Приёмы работы в парах Статическая пара1 22. Динамическая пара(основа для коллективного способа обучения)1 23 43. Вариационная пара 1а 2б 3б 4гФормируется по желанию учащихся вне зависимости от уровня усвоения.Роли: учитель <=> ученикРежимы: взаимообучение, взаимоконтроль(повышается речевая и мыслительная активность, формируются нравственные качества – взаимопомощь, товарищество)Общее задание делиться между членами микро-группы (4 человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. 1 2 1 2 3 4 3 4Каждый член группы получает свое задание, внимательно проверяет с учителем (готов к работе в паре!). По схеме идет взаимообучение и взаимоконтроль. В результате каждый учащийся усваивает четыре порции учебного содержания.1б 2а 1в 2г 1г 2в3г 4в 3б 4а 3а 4б
Советы по организации работы в парах. При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в их опыте ещё не было.Вводя каждую новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец.По-настоящему образец совместной работы будет освоен только после разбора нескольких ошибок.Знать принципы соединения детей в пары.Для срабатывания пар нужны минимум 3-5 занятий.При оценке работы пары следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость.При парной работе важно визуальное общение. Возможны следующие варианты размещения детей в парах:
Экран учёта
Оценивание работы учащегосяфамилия, имя Костина Ксюша .5432 Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Т6 5 – выполнено задание полностью 4 – выполнено задание полностью, есть неточности 3 – задание выполнено частично 2 – задание выполнено неправильно
Обучение с доминированием учителя.Учителя представлены как люди, завершившие свое образованиеУчителя транслируют информацию с помощью лекций, учебников и т.п.Учитель строит опрос вокруг правильных (неправильных) ответов или вопросов.Ученики работают по одиночкеОбучение, ориентированное на ученикаУчителя видят себя учениками наравне с ученикамиУчителя создают обучающие ситуации, основанные на прямом опыте, социальном общении и исследованииУчитель провоцирует детей на вопросы и развивает их мышление открытыми вопросамиУченики работают в парах или небольшими группами.
Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.