Организация групповой работы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
характерными признаками работы в группеПоложительная взаимозависимость участников.Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе.Одновременное взаимодействие учащихся.Равноправное участие каждого в работе группы.Отчетность групп. Рефлексивная деятельность в группах.
Как комплектовать группы?По желанию.По уровням. Лидер набирает группу. Разнородные.
Оптимальная продолжительность работы в группах:в младших классах 5 – 7 минут, в средних - 10 – 15 минут, в старших - 15 – 20 минут. На практических занятиях может занимать больше время.
В 1-2 классе лучше всего делить детей на пары или тройки. В 3-4 классе чаще делить класс на группы по четыре человека.
Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Например, · чтец читает вслух; · секретарь - записывает что-то от лица группы; · докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; · хронометрист следит за временем.
Нужно установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений. Устанавливать для групп только реалистичные задачи.Выработать подходящие для работы группы правила, которые должны дополнять правила поведения на уроке. Например: в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу.
Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы.
Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, с равными учебными возможностями. Эти учащиеся продвигаются одним темпом, но им нужна оперативная помощь учителя. Без направляющей деятельности учителя эти группы эффективно работать не могут.
Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу.
Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. Совместно анализируя материал, решая задачи, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже, основательнее.
Элементы групповой работыпостановка познавательной задачи (проблемной ситуации); раздача дидактического материала; планирование работы в группе; индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения); сообщение о результатах работы группы; общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, нетрадиционные уроки, (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие и т.д.)
Алгоритм работы в малых группах:Ориентация на работу в группе. Организация взаимодействия, договор, распределение ролей ( кто за что отвечает) Цель работы (что будем делать) Способы действия (как будем делать, общий способ, план, шаги) Результат (в виде чего) Кто его представит.
При групповой работе нельзя:Допускать пары из двух слабых учащихся. Дети, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться. Если кто – то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство. Заниматься совместной работой более 10-15 минут. Требовать абсолютной тишины. Вводить критерий – умение слушать. Наказывать, лишая участия в групповой работе.
Спасибо за внимание.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 2005г. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М., 2006И.Г. ЕфимоваЗав. кафедрой нач. обучения гимназии №2, Новосибирск и др.