Экологическая культура-важный фактор становления личности
В. А. Сухомлинский :"Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни".
В.И. ВернадскийОдним из первых подошёл к проблеме экокультуры. Этот знаменитый мыслитель и исследователь впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера*”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.
Экологическая культура– это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе
Сущность понятия "экологическая культура"раскрывается в определениях И.Д. Зверева, А.И. Захлебного, С.Н. Николаевой, Л.П. Печко, Т.В. Потаповой, Л.П. Симановой,Н.А. Рыжовой, В.А. Ясвина и др.
Экологическая культура включаетзнания в областях валеологии, как науки об индивидуальном здоровье человека, технологий формирования социальной и индивидуальной экологической культуры, экологического сознания, субъективного и субъектного отношения к природе, научно–медицинских основ экологической культуры человека и социально-медицинских вопросов здоровья
Экологическая культура- это качество личности, компонентами которого являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении
Структура экологической культуры личностиЭкологические убеждения, ценности, ответственность,нравственное отношение к природному миру, любовь к природе (экологическая сознательность)Экологические знания,представления, умения, навыки(экологическая образованность)Экологические поступки, поведениеучастие в экологических мероприятиях(экологическая деятельность)
Условия оптимального развития экологической культуры– педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры детей;– целенаправленное общение школьников с природой;– организация разнообразной экологической деятельности учащихся;– междисциплинарность процесса развития экологической культуры учащихся;– систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры;– единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы;– показ двух сторон единого процесса взаимодействия человека и природы;– использование искусства в процессе развития экологической культуры;– организация мышления учащихся в процессе экологического образования;– создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;– взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры.
Экологическое воспитание-этопроцесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.
Основные принципы экологического образования:комплексность и междисциплинарный подход; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; сочетание обучения с выходом в сферу практики; взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов; учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
ЗАДАЧИ экологического образования:Формирование эмоционально-положительного отношения к природе. Усвоение учащимися знаний по экологии природных систем. Формирование навыков исследовательской и практической деятельности в природе. Формирование представлений о культурных традициях и народных промыслах, связанных с природой. Освоение приемов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к природным объектам.
Экологическое сознание - этосовокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней".Экологическое сознание - обязательный элемент экологической культуры.
Основные этапы работы: 1. Диагностический.2. Прогностический.3. Организационный.4. Практический.5. Обобщающий.6. Рефлексивный.
Экологическая этика- этонравственные нормативы, которые регулируют отношение человека к природной среде. В этом понимании экологические проблемы выступают в большей мере как проблемы нравственные.
Направления деятельности по экологическому воспитанию: Просветительская работа с обучающимися Природо - охранительная деятельность обучающихся Научно - исследовательская работа обучающихся и педагогов
Формы работы по экологическому воспитанию:· Практическое участие детей в краеведческих экспедициях, туристических походах, экскурсиях и т.д. · Работа экологических клубов, научно-исследовательского общества, др. · Экологические акции по охране природы родного края. · Общественно - полезный труд экологической направленности. · Разнообразные виды коллективно - творческой деятельности экологического характера.
Показатели высокой экологической культурыналичие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами, сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе, выполнение научных исследований по экологической тематике, актуализация экологической значимости учебно-исследовательской работы, понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа-человек-общество, практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений, постоянная потребность в общении с природой.
Литература:Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная.; М., 1995 г.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г.Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,1999. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, 2000. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», 1998. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999. Тупикина Н.Ф., Орлова Н.С. Личностно-ориентированные технологии в системе экологического образования преподавателей географии // География и экология в школе ХХI века. – 2006. - № 5.Анисимов О.С. Педагогические проблемы формирования онтологического мышления в экологическом образовании // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Серия "Экопедагогика". – 2004. - №1.Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. – М., 2004.