АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Главный специалист по специальности «детская психиатрия» МЗ АР Крым Потапенкова О. Л.
АГРЕССИЯ : это намеренное причинение ущерба людям или предметам. Под ущербом понимается и физический ущерб, и отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией - действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.
Причины агрессивности детей : - негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания); - терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения); - суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);- ограничение самостоятельности ребенка;- авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;- чрезмерно уступчивое поведение родителей;- индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость). Основную роль в формировании агрессивности детей играет поведение членов их семей.
взаимоcвязь аффективных реакций Из-за тесной связи тревогу, страх и агрессию у детей объедняют общим термином -негативная (отрицательная) аффективность. Тревога – страх – агрессияФормирование депрессивного радикала.Страх и агрессивность состоят в отношении взаимной детерминации Разные формы агрессивности связанны с формированием страхов различными психологическими механизмами
Эмоциональные расстройства детского возраста (МКБ-10)F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукойF93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрастеF93.2 Социальное тревожное расстройство в детском возрастеF93.8 Другие эмоциональные расстройства в детском возрасте
Типы агрессии у детей 1. Гиперактивно-агрессивный ребенок. 2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.4. Агрессивно-боязливый ребенок.5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Основные «источники» агрессивного поведения у детей чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка; столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей; отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
Психологическая коррекция детской агрессивностиКоррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;- изменение стиля взаимодействия с детьми;- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Медикаментозная терапия тревожных расстройств с агрессивными включениями1.Антидепрессанты(тимолептики)2.Анксиолитики3.Ноотропы4.Нормотимики(эпилептал,карбомазепин) 5.Адаптогены6.ВитаминыНазначение медикаментов у детей младшего возраста проводится индивидуально, опираясь на преобладание ведущей симптоматики, с учетом резидуально-органического фона и соматического состояния ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!