Волкова Наталья Анатольевна учитель начальных классовМОУ СОШ № 1Г. Мичуринска
Педагогический проект «Привитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности путем использования современных технологий».Творческое название:«Талантливые читатели»
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».А. Н. Толстой Актуальность Современные дети относительно мало читают. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение.
Проблема Возникла проблема: недостаточная техника чтения у детей, для успешного обучения в среднем звене, отсутствие желания читать книги, т. к. вокруг большое количество других источников информации.
Гипотеза Если творчески использовать различные методические приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса, применять их на уроках, во внеклассной работе, а также в работе с родителями, то можно помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать быстро, с удовольствием и желанием.
Цель проекта Создание условий для формирования личности младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с книгой .
Задачи : ввести в учебный процесс систему тренировочных упражнений по методике И.П. Федоренко; разработать методические рекомендации по совершенствованию навыка чтения у младших школьников, формировать младшего школьника как сознательного читателя, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием;активизировать единое читательское пространство во взаимодействии школы, библиотеки и семьи; систематизировать работу школьников в Интернете.
Тип проекта: исследовательский; практико – ориентированный; долгосрочный – в течение года; межпредметный.
Формы и методы Диагностика Проблемные вопросыПроектированиеКонкурсыИсследованиеСистема ТРИЗЧтение текстовДискуссияИнсценировкиРабота в микрогруппах Игры Экскурсии
Планируемый результат Школьник, любящий читать, обладающий достаточной беглостью чтения, умеющий ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы, обобщения.
Этапы работы Этап 1. Информационно-аналитический Этап 2. Практический этап Этап 3. Реализация проекта Этап 4. Анализ и оценка результатов
Формы уроков для формирования интереса к чтению
Этапы работы с текстом 1.Работа с текстом до чтения. . На основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов высказывают предположения о содержании текста. 2.Работа с текстом во время чтения (эйдетическое чтение, маркировка, составление таблиц, игра «Чтение – мозаика» , методика «Вопрос – ответ») 3.Работа с текстом после чтения, достижение понимания на уровне смысла ( процедура «Обсуждение вполголоса», метод «Лабиринт», творческие задания )
Проверка техники чтения 1. Контрольное чтение текстов Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 ТСР. Повторное чтение текста2.Мультимедийная программа С. В. Зубрина
График повышения скорости чтения
Результаты проекта
Техника чтения
Отношение учащихся к предмету
«От маленького писателя к большому читателю»
Применение информационных технологий учителем: технологию работы с текстовой информацией; технологию числовых расчетов; мультимедиа-технологию; сетевую технологию.
Самостоятельная работа учащихся в Интернете Литературные сайты"Настя и Никита". http://book.foma.ru/Детский литературный проект издательского дома "Фома". Можно скачать некоторые книги. Библиотека Максима Мошкова http://www.lib.ru/Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор"http://feb-web.ru/Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru/Детская сетевая библиотека. http://www.dedushka.net/Сайты периодических изданийТолстые литературные журналы. http://magazines.russ.ru/Официальный сайт детского альманаха "Клёпа http://www.klepa.ru/Детская газета http://www.detgazeta.ru/Остров сокровищ http://osy.svtc.ru/Ежедневная сказка для детей http://www.juja.ru/
Вывод Изучение результатов данного проекта подтвердило эффективность выбранного мной пути решения проблемы. Показателем эффективности данной методики привития любви к чтению можно считать:-устойчивость знаний учащихся, что подтверждает высокий уровень качества знаний по чтению – 89%( 3класс – 82%);-сформированность коммуникативных навыков учащихся; -устойчивый познавательный интерес к чтению, желание участвовать в различных конкурсах, самим писать прозу и стихотворения;-победы учащихся в творческих конкурсах.
Источники информации 1. Андреев О. А. Учись быстро читать. – М.: Просвещение, 1991.2. Айгишева А. В. Банк заданий к урокам чтения. – Начальная школа, - 2004. - № 12. – С. 80.3. Блинова Т. П. Роль диагностики как средства изучения уровня развития ученика. – М.: Просвещение, 1998.4. Воюшина М. П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. – Начальная школа, 2004. - № 3. – С. 39.5. Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. –М.: Просвещение, 1981.6. Гужова И. В. Уроки литературного чтения в начальной школе. – Начальная школа, – 2003. - № 2. – С. 89.7. Ефросинина Л. А.. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе. – Начальная школа, 2004. № 1. – С. 17.8. Кислицина Е. В. Упражнения по развитию навыка чтения. – Начальная школа, 2003. - № 6. – С. 47.9. Лагутина Т. В. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения. – Начальная школа, 1994. - № 2. – С. 60. 10. Прозорова Л. Ф. Уроки литературного чтения. – Начальная школа, 2004. – № 4. – С.41.
Интернет-ресурсы www.uroki.net/docnach.htmipk.kbsu.ru/p10aa1.html www.nachalka.infowww.school-collection.edu.ruwww.school2100.ru www.1september.ru www.ug.ru
Волкова Наталья Анатольевна учитель начальных классовМОУ СОШ № 1Г. Мичуринска Благодарю за внимание!