Проектное обучение на уроках русского языка и литературы как процесс развития познавательного интереса школьников Выполнила Ющенко К.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Веселовская СОШ»
Проектное обучение слово "проект" заимствовано из латынипричастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: «замысел - реализация – рефлексия»
Проектное обучение Основоположники:американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик Время:начало XX века
Проектное обучение Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектное обучение Учебный проект – это совместная работа учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Цели введения метода проектов 1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.3. Продемонстрировать уровень обученности по данному предмету.4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Условия организации работы Тематика может быть связана как с профилем обучения учащихся, так и выходить за его рамки. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки
Отличительные черты В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания. К ним относятся:
Отличительные черты Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообразие тем, и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах).
Отличительные черты Проблемность Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Нужен широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем.
Отличительные черты Школьник учится с удовольствием Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость.
Отличительные черты Эгофактор Возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.
Проектное обучение Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект осуществляется по определенной схеме:
Этапы работы 1. Подготовка к проекту Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
Этапы работы 2. Организация участников проекта Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Этапы работы 3. Выполнение проекта Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины, слайды и др.). Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Этапы работы 4. Презентация проектаВесь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж; могут быть представлены в виде слайдов, презентаций, веб-сайтов. Группы могут соревноваться друг с другом.
Этапы работы 5. Подведение итогов проектной работы рефлексия: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и своих товарищей намечаются перспективы исследования
Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения 1) Продумывание учителем темы проекта__________________________________ 2) Выбор возрастной категории учащихся_________________________________3) Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы____________________________________4) Формулирование дидактических целей проекта__________________________________5) Формулирование методических задач____________________________________
Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения 6) Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)________________________________7) Выдвижение гипотез решения проблем__________________________________8) Определение творческого названия проекта__________________________________9) Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов______________
Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения 10) Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе_______________11) Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав___________________________12) Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе___________________________________13) Самостоятельная работа групп____________________________________
Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения 14) Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе_____________15) Защита полученных результатов и выводов__________________________________16) Оценивание результатов проекта школьниками и учителем__________________
Для достижения задач, поставленных в учебном проекте, презентация ученика будет в себя включать следующее: Название презентации (в рамках основополагающего вопроса) индивидуального исследования ученика (или группы учеников): ______________________________________________________Имя и фамилия автора (авторов) презентации: ______________________________________________________Краткое описание целей и задач исследования, которые решает конкретный участник (группа учеников) в рамках проекта: ______________________________________________________Гипотеза, которая была положена в начало самостоятельного исследования: _________________________________________Цитата по теме исследования: ______________________________Основные результаты, полученные данным участником (группы учеников) в итоге работы в проекте: ______________________
Для достижения задач, поставленных в учебном проекте, презентация ученика будет в себя включать следующее: Анализ или оценка:_______________________________________Интерпретация: _______________________________________________________Сравнение/противопоставление: _______________________________________________________Развитие: _______________________________________________________Ссылки на информационные ресурсы, используемые в исследовании, и описание необходимых для самостоятельного исследования ученика (группы учеников) веб-сайтов: ________________________________________________________Список использованной литературы:___________________________________________________Другое:______________________________
Презентация ученика будет содержать: 1. Минимум _______ /максимум ________ слайдов.2. Минимум _______ /максимум ________ графических изображений. В том числе:Минимум ______ /максимум _____ графиков и диаграмм.Минимум ______ /максимум _____ сканированных изображений.Минимум ______ /максимум _____ найденных в Интернете.3. Минимум _______ /максимум ________ анимационных эффектов текста на слайдах4. Минимум _______ /максимум ________ анимационных объектов графических объектов на слайдах5. Минимум _______ /максимум ________ звуковых файлов6. Минимум _______ /максимум ________ видеофрагментов7. Минимум _______ /максимум ________ цитат8. Минимум _______ /максимум ________ гипотез, теоретических положений, мнений9. Минимум _______ /максимум ________ данных, полученных в результате работы по проекту10. Минимум _______ /максимум ________ таблиц, полученных в результате работы по проекту11. Минимум _______ /максимум ________ ссылок на использованную литературу12. Минимум _______ /максимум ________ ссылок на Интернет-ресурсы13. Минимум _______ /максимум ________ фоновых изображений14. Минимум _______ /максимум ________ эффектов при переходе с одного слайда на другой15. Другое: ___________________________________________________________________
Сценарий презентации
Литература 1. Intel © «Обучение для будущего»2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №93. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 20024. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. – СПб.: Каро, 2005.5. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001 6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.7. Солопова Н.К., Вязовова О.В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность на уроке). – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.8. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы // Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образования. М., 2003